«ТОП 50. Самые знаменитые люди Петербурга 2011»: голосование завершается


31 мая 2011

Экспертный совет определил 50 претендентов на получение премии в десяти номинациях: «Театр», «Искусство», «Литература», «Кино», «Музыка», «Бизнес», «Социальная сфера/наука», «Медиа/Интернет», «Спорт», «Мода/лайфстайл».

МАРИНА ВАРВАРИНА, предприниматель

Осенью 2010 года одна из самых состоятельных женщин Петербурга открыла на Васильевском острове музей современного искусства «Эрарта», в коллекции которого более двух тысяч работ российских художников.

Мое увлечение искусством уходит корнями в далекое детство. Нашими соседями была семья художников, я проводила с их дочерью много времени. Они боялись посылать ее одну в какую-нибудь очередную студию, поэтому я ездила вместе с ней, заодно чему-то училась. Постепенно я полюбила запах краски, мне нравился творческий беспорядок, особое отношение к жизни. Это был совершенно другой мир внутри советской действительности, и он был удивительно привлекательным.

Я считаю совершенно неправильным подавать проект «Эрарта» таким образом, чтобы он ассоциировался с моим именем. Это результат коллективного творчества, много людей вложили в него свою душу, мысли и знания.

В молодости я бы составила очень короткий список того, что люблю, а все остальное аргументированно сровняла бы с землей. Сейчас я люблю настолько разные вещи, что перечислять их бумаги не хватит. Недоброжелатели назовут это всеядностью, а я бы сказала, что это естественный результат прожитой жизни. Смотрите на любую картину как в зеркало – по большому счету вы не увидите в ней ничего, кроме себя, но это занятие может быть очень увлекательным при двух условиях: вам должно быть интересно узнавать себя, и зеркало должно быть без дефектов.

Проект нацелен на то, чтобы повысить роль искусства в нашей жизни. У меня дома, например, все завешано картинами. Остановиться уже трудно. Как только на стене появляется одно полотно, то сразу возникают второе и третье, а потом глядишь – и вешать некуда, задействуешь офис. Мы хотим вовлечь людей в этот процесс, чтобы в конце концов Петербург, а за ним вся Россия и весь мир были завешаны картинами русских художников, которым мы помогли найти своего зрителя.

АСЛАН ЧЕХОЕВ, меценат

Более двадцати лет он собирает свою коллекцию и в прошлом году открыл «Новый музей» на Васильевском острове. Целостная и профессиональная постоянная экспозиция, регулярные вернисажи и лекции сделали музей одним из центров современного искусства. 

Коллекционирование захватывает потихоньку: сначала только интерес к произведению искусства без желания купить, затем появляются возможности и ты начинаешь что-то приобретать, а потом уже все может стать совсем серьезно. Мне удалось вовремя выбрать правильный подход к составлению коллекции и не совершить больших ошибок, все-таки кругозор в этом плане был достаточно широкий – я читал, вникал, изучал принципы искусства. Создать публичный музей я решил, когда коллекция сформировалась количественно и качественно. Подтолкнула и еще одна мысль – работы многих современных художников было бы  интересно  увидеть вместе, в сравнении.

Коллекция началась с работ Евгения Михнова-Войтенко, затем появились художники Арефьевского круга, Газоневщина, московский андеграунд, современные авторы. Коллекционирование и музей – дело затратное, поэтому нужно понимание в семье. Моя супруга тоже этим увлечена, хотя вкусы у нас не совсем совпадают – она больше предпочитает реалистическое искусство. После Марселя Дюшана все, что выходит из-под руки художника, имеет право называться искусством, хотя это может оказаться просто неким жестом или философской цитатой. У меня сердце лежит к искусству, в котором есть сочетание концептуального и пластического. Гениальны Борис Смелов, Эрик Булатов, Михаил Рогинский, Дмитрий Пригов. Эпоха советского андеграунда создала значительные фигуры. Это какой-то уникальный эксперимент по развитию современного искусства в закрытой стране, где в одну небольшую щель смотрели, что творится в мире. Если анализировать, то внешне советское искусство развивалось, как и во всем мире: там абстракция – здесь абстракция, там поп-арт – здесь соц-арт. Но наши сугубо местные факторы, от творческих до производственных – нехватки холста и красок, делали его ни на что не похожим.

И в деле, и в рассуждениях я человек увлекающийся. Занимался самыми разными вещами, несколько раз менял свою жизнь полностью – в один день ушел из медицины и начал свой бизнес, потом так же ушел в кардинально другой бизнес, лет на пять уезжал жить в Москву. Сейчас все настолько гармонично, что на что-то другое времени уже не хватает – только основная работа и музей. И в коллекционировании и в бизнесе требуется действовать системно и мыслить логически. Но музей – это творческая структура, требующая принципиально иных подходов, нежели в бизнесе.      

С момента открытия у нас было семь выставок, последняя в сезоне – художника Рауфа Мамедова. Четыре из них мы сделали совместно с Маратом Гельманом, Евгением Поповым, галереями «Триумф» и «Айдан». А три полностью наши, от начала до конца. На лето мы возвращаем постоянную музейную экспозицию. А на осень готовим серьезную выставку «Арефьевский круг» – это было важнейшее художественное явление в жизни нашего города. Ведем переговоры об участии с Русским музеем, Третьяковкой, Манежем, музеем «Царскоселькая коллекция», «Пушкинской 10», частными собраниями. Планируем собрать порядка 150-200 картин.

Если сравнивать Москву и Петербург, то Москва всегда легче хватает новые веяния и идеи, а Петербург более выдержан и консервативен, он трансформирует традицию, благодаря этому и получился самобытный Арефьевский круг. Дальше у нас в планах сразу несколько интересных проектов. Хочется сделать выставку Бориса Смелова,  показать эстонских художников, а в следующем году будем делать ретроспективу Виталия Пушницкого – скульптура, живопись, лазерные работы. Затем проведем юбилейную выставку Анатолия Белкина. Планируем показать Константина Худякова – супертехнологичный проект с большими принтами. Может при помощи искусствоведа Екатерины Андреевой удастся выставить молодых художников, работающих в стилистике граффити на холсте. Надо быть разнообразными, главное – делать качественные проекты.

ВИТАЛИЙ ПУШНИЦКИЙ, художник

Его скульптура, живопись и инсталляции находятся в собраниях Русского музея, ГЦСИ и в серьезных коллекциях. В начале года прошла его очередная персональная выставка «Выход», а издательство Phaidon включило Пушницкого в каталог Vitamin P2 2011, где собраны сто художников, представляющих новые пути живописи сегодня.

Я не чувствую себя одним из самых знаменитых людей Петербурга. Не знаю, кто из нас может считать себя знаменитостью – может быть, только те, кто специально этим занимается. Поскольку, я не ставил перед собой такой задачи, то я ее и не решал. Когда поступило предложение включить мои работы в каталог Phaidon, меня это тоже удивило. Мы привыкли, чтобы попасть в топ, нужно очень сильно лоббировать собственную кандидатуру. Я выставился в галерее фонда «Calvert 22», по отбору английских кураторов. Специалистам из музея «Тейт-Модерн» выставка понравилась, и они опубликовали несколько приятных отзывов. Инсталляции, которыми сейчас увлечены у нас, в Англии было популярны двадцать лет назад. Сейчас там всех интересует живопись, как очень консервативная форма. Кураторы Phaidon Press вышли на меня и попросили разрешения включить мое имя в их альбом. Я, конечно, согласился «спасибо – говорю – большое, за внимание». Искусствовед Олеся Туркина написала исследовательскую статью, и, вот, летом должно выйти большое издание. Оно ставит вопрос о новых путях живописи сегодня.

Роль художника уже давно не та, которую ждет социум. Даже слова «художник», «искусство», «творчество» уже не имеют того смысла, который отвечал бы существующему мифу об искусстве, о живописи в частности. Все разрушено на нынешнем этапе истории, содержание давным-давно не соответствует форме. Может быть, слово «художник» нужно вовсе выкинуть из обихода. Вполне объяснимо раздражение в адрес людей искусства: один слой общества под понятием «художник» подразумевает одно, другой – другое, а сами живописцы и скульпторы о себе думают третье.

Сегодня в искусстве не существует актуальных стилей, «новаторство» отмирает само собой. Задача художника – отстаивать свой субъективный взгляд на вещи. Для меня времени, как такового, не существует: сейчас существует сразу все искусство, и музейное, и современное. Кто-то интересуется Пуссеном, а кто-то Мэтью Барни. А завтра они поменяются местами. Лишней информации сейчас слишком много и мы отгораживаемся от нее. Художник же служит своеобразным перекрестком на дорогах этой информации, указателем. Однако он не политик, который обещает выход из сложной ситуации. Он только спрашивает, но никогда не отвечает на вопросы. 

На выставке «Выход» в галерее Марины Гисич мной был использован механизм работы с мифологемой. Увидев детскую фигуру, которая то появляется, то исчезает среди руин, критик сказал бы, что здесь затронута тема перехода человечества из одного исторического возраста в другой. На самом деле, образ гения, путти, выходящего за край картины, классическая техника масляной живописи – лишь прием, который расставляет нужные акценты по местам. Обнаженных детей уже достаточно, чтобы люди начали думать обо всей выставке, как об экспозиции «классических» произведений. Были бы дети были одеты в трусы – были бы пионеры. Трусов нет – дети становятся путти, появляется многослойность восприятия. А как известно, большая часть правильного ответа содержится в вопросе.

НОМИНАЦИЯ «МЕДИЯ»

Даша АЛЕКСАНДРОВА и Александр МАЛИЧ,

ведущие воскресного обозрения «АРТ ТВ» на 100ТВ

Александр: Всегда, к счастью, есть возможность не прикидываться, откровенно сказать зрителям: «Я не очень в этом понимаю, но давайте попробуем разобраться вместе». Мы же не на экзамене сидим. Не вижу тут никакой проблемы — в этом и заключается естественность общения.

Даша: Мы сами пишем вопросы, редактируем подводки корреспондентов к тем или иным сюжетам, комментируем их, ищем новости. Хотя, конечно, без редакторов никуда. Вдвойне приятно, когда ты садишься в кадр с осмысленным взглядом и рассказываешь о событиях, которые тебе самой интересны.

Дима БАРБАНЕЛЬ

дизайнер

У меня никогда не было сомнения в том, чем мне нужно заниматься. Это ощущение возникло, когда мне было четыре, а затем окрепло уже до осознанного намерения годам к четырнадцати. Любую работу я стараюсь делать настолько хорошо, чтобы даже в мой последний день мне было спокойно: набор, интерлиньяж, формат — смогут жить и без меня.

Гавриил ЛЕВИ

Создатель проекта «Дневник.ру»

Сегодня сайтом «Дневник.ру» пользуется более 10 000 школ из 82 регионов России. Зарегистрированных пользователей уже около полутора миллиона человек. Естественно, уровень внедрения везде разный – от экспериментального подключения одного класса до участия всей школы. В пятнадцати регионах, от Петербурга до Хабаровского края, практически все школы активно используют «Дневник.ру» в учебном процессе.

Иван УРГАНТ

телеведущий

«ТОП 50» – эта достойная уважения традиция выбирать в красивом городе с богатой историей самых знаменитых людей. Проходит она не первый год и я счастлив иметь одну из таких статуэток у себя дома. Я в очередной раз жду того момента, когда я открою свежий, пахнущий краской номер журнала «Собака.ru» и увижу тех людей, на которых эта краска была потрачена в полном объеме.

НОМИНАЦИЯ «МОДА»

Александр АРНГОЛЬДТ

дизайнер

Я решил делать кутюрную коллекцию, потому что в ней могу сосредоточиться на сложных вещах: крое, тканях, силуэтах. В сезонных же буду создавать просто красивую одежду, оставляя истории с драматическим действием для кутюра. Как ни странно, высокая мода пользуется не меньшим спросом, чем прет-а-порте — у нас заказали все платья кутюрной линии.

Артем БАЛАЕВ

фэшн-продюсер

На третьей неделе моды Aurora Fashion Week мы вернулись в «Манеж», подготовили выставки и мастер-классы, привлекли интересные бренды и имена: A La Russe, Inshade, Олег Бирюков, Александр Арнгольдт и Александр Терехов – лучшее, что сегодня есть в российской моде.

Роман БУРЦЕВ

клубный промоутер

Когда открылся «Дом быта», то «Солянке» нужна была свежесть. Она уже стала пожившей барышней в халате и бигудях. А мы ее омолодили. Потом, когда в «Доме быта» спала волна эйфории, понадобился профессионализм «Солянки».

Сергей ЛУКОВСКИЙ

режиссер модных показов

Я уже не только и не столько владелец модельного агентства LMA и режиссер, сколько  организатор мероприятий. Заказов и проектов очень много: «Дефиле на Неве» и Aurora Fashion Week, над шоу Maison Martin Margiela, церемония открытия «Невского центра»,  уикенд показов Fashion Days и программа Bacardi Spirit night.

Граф Жак фон ПОЛЬЕ

креативный директор часовой марки «Ракета»

Мне многие говорят, что я ту-ту, что я нерационален, но надо спасать старейший завод страны, ему было очень плохо. К тому же, в России нет никакого исторического бренда. А людям они нужны. Единственные бренды-конкуренты «Ракеты» – черная икра и «Калашников». Только как подарок на Новый год они не очень классные. Поэтому мы точно будем нужны. 

Проголосовать: www.top50.sobaka.ru

Материалы предоставлены журналом "Собака"