Президентские чтения журнала "Русский пионер"


06 сентября 2011

Сентябрьские Пионерские чтения заставили забыть о летнем информационном затишье, поставив рекорд по количеству политических заявлений и став местом дебатов двух возможных кандидатов в президенты и одновременно колумнистов «Русского пионера», Ивана Охлобыстина и Михаила Прохорова.

Появление в «Республике» на Новинском Ивана Охлобыстина, главного ньюсмейкера вчерашнего дня, объявившего о желании баллотироваться в президенты, было главной интригой чтений. Его ждали долго и терпеливо, даже начали с опозданием. А он все не шел. Но все продолжали ждать и надежды не теряли. Когда речь идет о кандидате, да еще таком родном для «Русского пионера», терять надежду ни в коем случае нельзя. Конечно, после летнего перерыва гостям чтений было о чем поговорить, но напряжение не спадало. Он явился в самый разгар чтений, попытался незаметно просочиться в зал. Разумеется, попытка не удалась, что, впрочем, Ивана Охлобыстина совершенно не смутило – отточенным жестом, с улыбкой победителя Иван поприветствовал публику.

Напряжение росло по мере того, как он читал свою колонку «Друзьям Империи», в которую, учитывая новые обстоятельства, вслушивались, как в предвыборную программу. Но о будущем в ней почти ничего не было, все больше о прошлом. Так что вопросов назрело много. Как оказалось, главный из них, «в основном финансового порядка» — у Михаила Прохорова. Глава «Правого дела», в отличие от коллеги-колумниста и возможного будущего соперника по президентской гонке, подошел тихо, не привлекая лишнего внимания, как делал уже не раз. Иван Охлобыстин уверял, что полутора миллиардов ему на предвыборную кампанию вполне достаточно.

— Михаил Дмитриевич, на ваш экспертный взгляд, вы все-таки в политике гораздо дольше, чем Иван… хватит ли полтора миллиарда на предвыборную кампанию Ивану? — поинтересовался главный редактор «Русского пионера» Андрей Колесников.

— Долларов или рублей? — переспросил Михаил Прохоров.

Оказалось, рублей («Доллары, — пояснил Охлобыстин, — валюта ненадежная, потому что не обеспечена золотом, в отличие от рублей...»).

— Полтора миллиарда? Ивану, я думаю, хватит, — заявил господин Прохоров.

— Что вы думаете по поводу 14-ти, вернее даже 14-ти на 2… Зачем они Ивану, не много ли? — продолжал Андрей Колесников, выступивший в роли модератора импровизированных дебатов, причем развернувшихся всего через несколько часов после того, как Иван Охлобыстин сообщил о своем решении.

— Смотря в какой валюте, — переспросил Михаил Прохоров.

— А тебе, Ваня, зачем 14 лет?

— 13 с половиной лет — это тот срок, — пояснил он, — который требуется земле, чтобы очиститься от ядерных отходов.

— А еще полгода?

— А на предвыборную кампанию…

— Есть вопросы к Михаилу Дмитриевичу? — главред «РП» обратился к Ивану Охлобыстину. У него вопросов не было, а только пожелания успехов в предвыборной кампании.

Приунывшая во время их разговора Анна Чапман заметно оживилась. Да и Николай Цискаридзе, очевидно, был рад сменить тему — политические взгляды Ивана Охлобыстина, особенно предложение поставить императора или даже императрицу во главе Армении, кажется, не нашли в нем должного отклика. Зато Андрей Макаревич довольно улыбнулся в усы, когда Иван, в ответ на вопрос главного редактора «РП», где он собирается брать деньги на избирательную кампанию, признался: «Не знаю… Не стоит прогибаться под изменчивый мир…» Евгений Маргулис, правда, оставался таким же сдержанным.

В этот вечер не менее веские слова прозвучали в исполнении главы «Альфа-банка» Петра Авена. Автор свою колонку не читал, а пересказывал, по ходу дополняя новыми мыслями. Его выступление о низком уровне дискуссии в России как раз предваряло диалог Михаила Прохорова и Ивана Охлобыстина. И казалось, неспроста. Был в этом некий символизм. А может быть — предупреждение. Так же как и в его словах: «В “Правое дело” не пойду». Не то чтобы Петр Авен имел что-то против Михаила Прохорова и его партии, просто «бизнесмену не следует идти в политику», ведь «бизнес, по сути, оппортунистичен, и это нормально, а за мной — работающие в компании 15 тысяч человек, и я отвечаю за них…». Бизнесмен Давид Давидович одобрительно кивнул.

Самой внимательной и благодарной слушательницей Петра Авена была Ксения Собчак. Она не скрывала своего восхищения. Прочитав колонку сразу после выхода журнала, целый месяц ждала возможности выразить свои чувства и даже решилась сделать Петру Олеговичу подарок, «хотя в Питере и не принято дарить подарки женатым мужчинам». Переживала, что не успеет вручить лично. Но успела, заверив, что внутри нет ничего компрометирующего. В подтверждение ее слов, раскрыв коробку, Петр Авен продемонстрировал очки. Восхищения одним из лучших образцов современной публицистики не стал скрывать и коньячный дом Martell, под одобрительные аплодисменты зала вручивший ему традиционную премию «За изысканное удовольствие от чтения».

Сама Ксения Собчак, прочитав колонку о любви, заявила, что никогда в жизни у нее не было романа с женатым мужчиной, и, если кто из тех, у кого с ней роман был, скажет, что он женат и так и окажется, она даст ему миллион долларов. Учитывая нежелание нормального человека запросто расставаться с миллионом долларов, можно утверждать, что Ксения Собчак и в самом деле уверена в себе.

Дебютант Пионерских чтений Тигран Кеосаян и их постоянная участница Маргарита Симоньян оказались единственными, чьи колонки были посвящены заявленной теме — дружбе. Как-то так сложилось, что самые откровенные, самые пронзительные колонки наших авторов посвящены родителям. Вот и Тигран Кеосаян написал о своем отце, режиссере Эдмонде Гарегиновиче Кеосаяне, который снял свой лучший фильм именно о мужской дружбе.

Маргарита Симоньян вновь подтвердила репутацию самого жизнерадостного колумниста «Русского пионера», рассказав об экстремальном опыте работы официанткой в фешенебельном американском ресторане. Такой подарок главному редактору крупного международного канала, разумеется, могла сделать только настоящая подруга детства, которая все равно что сестра. Маргарита Симоньян, как всегда, создала небольшую проблему для гостей — они с трудом успевали отправлять в Твиттер очередной услышанный афоризм. Кстати, и она была в этот вечер дебютанткой — впервые выступив со стихами.

Такой поворот со сменой жанров, кажется, немного запутал поэта Андрея Орлова (Орлушу). Выйдя на сцену, он сначала даже не знал, читать ему стихи или прозу. Но с каким-то даже укором напомнив главреду «РП», что тот «заставил» его написать колонку для прошлого номера, все-таки перешел к стихам. Которые — неудивительно — прозвучали как еще один политический манифест. Возможно, даже еще одного кандидата в президенты:

Чтоб китайцев не бояться,
Надо больше размножаться.

Немного спустя, стоя на выходе с подарком от Penny Lane Realty, Андрей Колесников задумчиво произнес: «Я бы ни за что не поверил еще год назад, если бы мне сказали, что “Русский пионер” станет кузницей кандидатов в президенты. Смотрите, два наших постоянных колумниста, Охлобыстин и Прохоров, уже заявили об этом. А ведь, может быть, еще и третий, регулярный колумнист “Русского пионера” Владимир Путин, объявит о том, что будет бороться с ними за этот пост. А может, и не объявит».

Чтения в какой уж раз можно назвать уникальными. Задушевная, интимная обстановка дружеской беседы, в которой, нет, не то чтобы нельзя соврать — не нужно это; легко быть самим собой и поведать другу свои сокровенные мысли. Это с одной стороны. С другой — впервые в истории чтений создано столько информационных поводов, достойных первых строчек в сообщениях информационных агентств.

Алексей Боков, Яна Рудковская, Евгений Плющенко

Алена Свиридова, Андрей Колесников, Ксения Собчак, Ульяна Сергеенко

Ксения Собчак, Ульяна Сергеенко

Иван Охлобыстин

Андрей Макаревич и Евгений Маргулис

Иван Охлобыстин, Андрей Колесников, Михаил Прохоров

Маргарита Симоньян, Николай Цискаридзе

Регина фон Флемминг

Тигран Кеосаян, Андрей Орлов (Орлуша)

 Алексей Боков, Евгений Плющенко, Андрей Колесников

Анна Чапман, Андрей Колесников, Алексей Боков

Дмитрий Глуховский

Ксения Собчак

Михаил Прохоров, Алексей Боков и Юлиана Слащева

Петр Авен

Павел Каплевич с сыном

Тигран Кеосаян, Петр Авен, Маргарита Симоньян, Алена Свиридова