«Пионерские чтения»: Скоростное и непечатное


29 ноября 2011

— Если вы очень-очень попросите, Андрей Орлов прочитает стихи о Васе Белоне, которые он подарил мне на день рождения, — объявила Ксения Собчак, приглашая на сцену поэта Орлушу.

— Меня не нужно просить, — громко и немного театрально провозгласил Андрей Орлов и приступил к чтению стихов из нового выпуска «Русского пионера», посвященного скорости. Орлуша — один из немногих постоянных авторов журнала, который дисциплинированно пишет в тему номера. В этот раз, по его словам, стихи рождались мучительно, он даже подумывал о том, как бы так незаметно исчезнуть и пропустить номер. Да разве от главного редактора Андрея Колесникова скроешься, он из-под земли достанет.

«Пусть кто-то лыбится в усы,
А математик пусть застрелится,
Но километры на часы
Вообще, по-моему, не делятся!» —

с надрывом продекламировал Андрей Орлов и бросил выразительный взгляд на главреда «РП». «А ведь и правда достал», — читалось в глазах поэта.

Зрители смотрели на Орлушу с вежливым сочувствием и не скрывали нетерпения в ожидании обещанного подарка. Что, кажется, немного расстроило Андрея Орлова, потому что он объявил чтения закрытыми. Во всяком случае, их цензурную часть. В зале выдохнули: не зря пришли.

Памятная встреча Ксюши и Васи в ресторане «Марио», несомненно, вдохновляла Орлушу гораздо больше, чем тема декабрьского «РП». История получилась выпуклой и достоверной, во многом благодаря обилию непечатной лексики, из которой нам все же удалось вычленить небольшой фрагмент, который можно опубликовать:

«Кончай считать бабло мое,
Как тупорылый купчик».
«Ты проститутка, е-мое», —
Подвякнула Потупчик.
Ну, а ля гер ком а ля гер —
Собчак сердить не надо.
И речь зашла про Селигер
И детские отряды.

Ксения Собчак увлеченно снимала происходящее на видео и радовалась больше всех. Она явно была довольна подарком, о котором, кстати, попросила Орлушу в конце октября, во время экспериментальных чтений «Русский пенсионер».

Хотя стихотворение было довольно длинным, минут на шесть, под неумолкающие взрывы хохота в разных концах зала время промелькнуло быстро. «Скоростной» ритм в самом начале задал Тигран Кеосаян. Он признался, что скорость он и правда любит, а долгие раскачки ненавидит. И вообще он все делает молниеносно: передвигается по съемочной площадке, принимает решения и ест, что, конечно, плохо сказывается на здоровье, да ничего не поделаешь. Такая натура. Очевидно, в качестве компенсации за потерянное здоровье Сбербанк Первый вручил Тиграну Кеосаяну приз «За стремление быть первым» — внушительный такой вишневый конверт с золотыми буквами.

— Жизнь удалась! — почти прокричал режиссер, бурно жестикулируя, и вновь приземлился на стул.
— А сейчас человек, который приехал в Россию из Лондона, — Ксения Собчак набрала воздуха, чтобы представить следующего колумниста.
— Чичваркин что ли? — не дал ей договорить Тигран Кеосаян.
— Евгений Чичваркин будет чуть позже, — заверила Ксения. Получилось убедительно, кажется, ей даже поверили.

А на сцену вышла международный банкир, бывший директор ЕБРР от России Елена Котова, которая со стремительной скоростью становится писателем. Если судить по ее дебютной колонке в «Русском пионере», писателем хорошим. Рассказ о перипетиях этого становления зрители слушали с заметным любопытством. Некоторые даже аккуратно что-то отметили в записных книжках, когда Елена Котова сообщила, что ее первая книга выходит уже в марте.

Колонка Ксении Собчак к скорости не имела отношения. Она как опытный, постоянный автор «РП», уже может себе позволить отступать от главной темы. Рассказ «Любовность» действительно написан с большой любовью к героям — бабушке и дедушке Ксении. Впечатленные драматичной историей их жизни, зрители погрузились в задумчивость. В том числе Андрей Колесников и Маргарита Симоньян, которые, в отличие от большинства присутствовавших, уже слышали колонку на тех самых «пенсионерских» чтениях на телеканале «Дождь».

— Почти год я хожу закованным в электронный браслет, — мощно начал свое выступление Андрей Колесников. Многие вздрогнули. — Каждый день я отмечаюсь в полиции и не имею права уезжать отсюда, — голос главреда «РП» с каждым словом набирал силу. И это был голос никого иного, как Джулиана Ассанжа, томящегося под домашним арестом создателя WikiLeaks. На мгновение показалось, что даже черты лица Андрея изменились.

Сомнений не оставалось: на приз старейшего коньячного дома Martell «За изысканное удовольствие от чтения» был только один кандидат, и это был Андрей Колесников-Ассанж. Ксения Собчак вручила ему приз со словами «опасно читать такие тексты от первого лица».

Маргарита Симоньян, устроившись в кресле, предупредила:
— Сначала будет сентиментально, а потом, я надеюсь, смешно.

Оказавшись за одном столом с сочинскими земляками и родственниками Маргариты Симоньян, и правда трудно сохранять серьезность. Во всяком случае, одной-единственной фразы вроде «Воры! Не ссорьтесь, нас мало!» достаточно для того, чтобы понять: мировые проблемы на самом деле выеденного яйца не стоят, да и Ассанж зря заморачивается по поводу браслета — все у него будет хорошо. Он еще и в Олимпийский Сочи приедет, и местного пугра отведает, и на «Пионерских чтениях», разумеется, выступит.

Елена Котова

Екатерина Одинцова

Алиса Толкачева

Маргарита Симоньян

Давид Давидович

Евгений Алдонин

Арина Шарапова, Алиса Толкачева

Вячеслав Муругов с супругой

Сергей Минаев

Андрей Орлов

Марк Гарбер, Ксения Собчак, Алексей Боков

Тигран Кеосаян

Андрей Колесников

Ян Яновский

Ксения Собчак