Журнал «Сноб» опубликовал отрывок из книги Карины Добротворской «Блокадные девочки»


07 июня 2013

Журналист Сергей Николаевич: Самая Красивая. О книге Карины Добротворской:

«Знаю ее давно. Лет двадцать тому назад я заказал ей для московского журнала статью про Айседору Дункан, которая станет потом диссертацией. Наш общий приятель сказал, что она самая красивая девушка в Ленинграде и мне надо с ней познакомиться. По телефону договорились о встрече на Невском проспекте, в вестибюле Театра комедии, там, где до сих пор вход еще и в Елисеевский магазин. Даже не помню, почему выбрали это место. Получилось довольно концептуально: как бы на перекрестке культуры и потребления, искусства и коммерции… Хотя какая там коммерция в Ленинграде 1990 года?

…Она пришла вовремя. Я потом много раз имел возможность убедиться, что она никогда не опаздывает. Распущенные длинные волосы по плечам, несмотря на мартовский холод, распахнутая дубленка, машинописные страницы в озябших пальчиках. Айседора… свободный танец… Серебряный век… Из ее задыхающегося монолога я запомнил только, что она собирается замуж. И мужа тоже зовут Сергей. Сережа Добротворский. Кинокритик. Впрочем, под ее текстом стояла подпись: «Карина Закс, студентка 4-го курса ЛГИТМИКа».

Материал полностью: www.snob.ru/magazine/entry/61112

Отрывок из книги «Блокадные девочки»:

«Мне пять лет. Я просыпаюсь ночью от странного чувства, что вокруг происходит что-то не то. Зову маму, она не отвечает. Приподнимаюсь и вижу, что родительская кровать пуста, а из-под неплотно закрытой двери пробивается полоска света. Я встаю и шлепаю на кухню, где с облегчением вижу маму – растрепанную, в застиранном фланелевом халате, из-под которого торчит голубая синтетическая комбинация с кружевами. Эта комбинация казалась мне в детстве прекрасной, как наряд принцессы, и я часто надевала ее перед зеркалом. У мамы в руках огромный нож, которым она быстро-быстро режет лук. «Мама?» Мама бросает на меня быстрый косой взгляд, и я постепенно понимаю, что это и не мама вовсе. То есть это, конечно, она, но и не она. Чужие холодные глаза без следа луковых слез, острый нож, удушливый луковый запах. Мне часто снились страшные сны, но этот был самым жутким. Почему-то он связался для меня с блокадой – так и не зажившей, воспаленной ленинградской раной. Тогда я не понимала почему, а сейчас понимаю. Блокада могла сотворить с человеком все что угодно. Превратить самого близкого в другого. Самого себя превратить в другого. Такое бывает в фильмах ужасов, в каких-нибудь «Вторжениях похитителей тел».

Детский страх смерти материализовался для меня в ужасе и памяти войны. Война – в блокаде. Блокада стала моим главным кошмаром, заменила страшные сказки, превратилась в декорацию жутких снов. Ленинград был наполнен блокадным ужасом. Я повсюду натыкалась на его оскалы.

Мне десять лет. Бабушка говорит: «Не смей оставлять кашу в тарелке, эта каша могла бы спасти какого-нибудь блокадного ребенка». Я смотрю на остывшую манку с комочками и вижу блокадную девочку, которая жадно ест эту мерзкую кашу и вылизывает тарелку. Мама срезает плесень с круглого черствого ржаного хлеба и рубит его на маленькие квадратные сухарики. Хлеб выбрасывать нельзя, мне сто двадцать пять раз рассказывали про сто двадцать пять блокадных грамм. К счастью, я до дрожи люблю эти соленые сухарики, особенно из хлебной середины, без невкусных боковых корочек.

На Кондратьевском проспекте, где мы живем в типовой блочной девятиэтажке, стоит желтый сталинский дом. На двери в подвал написано: «Бомбоубежище № 16». Я всегда поеживаюсь, когда прохожу мимо. Бомбежки я боюсь больше, чем голода. Голод – абстракция, его я не могу почувствовать – никогда в жизни я не была голодной. Бомбежка – другое дело. Я так часто проживаю ее в снах, слышу этот свист, эти взрывы, бегу к двери с номером шестнадцать и понимаю, что мне не успеть, что бомба уже летит и сейчас упадет прямо на меня. Я просыпаюсь вся в слезах и зову маму. Почему-то стесняюсь рассказать ей про бомбежку и что-то бормочу про сказочного дракона, уткнувшись носом в ее ту самую голубую сорочку с колючими кружевами».

Материал полностью: www.snob.ru/magazine/entry/61114

Источник: www.condenast.ru