Летний номер журнала «Эстет»: Путешествия и приключения эстетов


21 июня 2013

Путешествия для творческих личностей – это больше чем простая смена декораций, это бегство от рутины, способной погубить гениев. «Когда один день похож на другой, люди перестают замечать то хорошее, что происходит в их жизни. Риск одного приключения дороже тысячи дней благополучия и комфорта», – считает автор бестселлера «Алхимик» Пабло Коэльо.

«Путешествия учат лучше, чем что бы то ни было. Иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома», – писал Анатоль Франс. Яркое подтверждение тому судьбоносная поездка в Париж и знакомство с Ванессой Паради любимца публики Джонни Деппа. «Эта встреча сильно изменила мою жизнь. Теперь я люблю все французское: кухню, вино, музыку и парфюмерию», – признается голливудский актер.

Действительно, столица Франции, словно магнит притягивает служителей искусства из различных уголков мира, однако далеко не каждый из них находит здесь свое пристанище. «Я прожил в Париже несколько лет, но так и не смог привыкнуть к местной жизни. Другой язык, иные люди, отвратительный климат», – в эксклюзивном интервью журналу признался один из самых известных теноров современности Хосе Кура. И если сладкоголосый аргентинский певец обрел вторую родину в соседней стране – Испании, то непризнанный гений своей эпохи французский художник Поль Гоген в поисках счастья оказался практически на другом конце земного шара, во Французской Полинезии. Оставив высокий пост в банке ради искусства, Гоген стал одним из первых дауншифтеров, обосновавшимся на Таити. «Уезжаю на маленький островок в южных морях, где можно жить без денег. Я твёрдо намерен забыть свое жалкое прошлое, писать свободно, как мне хочется, не думая о славе, и в конце концов умереть там. Мечтаю расстаться с этим нудным европейским существованием... Ах, как чудесно будет вволю упиться свободой, любоваться морем, вдыхать безлюдье!..», – восторгался новым местом обитания живописец, где он создал свои знаменитые полотна: «А, ты ревнуешь?», «Женщина, держащая плод» и «Что нового?». Вряд ли тогда художник мог предположить, что эта затерянная в Тихом океане французская колония через столетие превратится в изысканный и фешенебельный курорт.

В отличие от Французской Полинезии немецкий городок Баден-Баден с античных времен славился целебными свойствами местных термальных вод. В конце XIХ века здравница стала в излюбленным местом отдыха русской интеллигенции и аристократии. В связи с этим, провокационно звучат слова Николая Гоголя: «Здесь нет никого, кто бы был серьёзно болен. Все приезжают сюда, чтобы развлечься...». Одним из любимых развлечений у наших соотечественников была игра в рулетку. В местном казино во время медового месяца писатель Федор Достоевский спустил большое состояние, говорят, даже проиграл обручальное кольцо жены и все их вещи, вплоть до последнего платья. Устоять перед игрой не смог и Лев Толстой, в казино Баден-Бадена он просадил все свои карманные деньги, покидая здравницу, писатель заявил: «Окружен негодяями! А самый большой негодяй – это я!». Неужели только любовь к азартным играм заставляла приезжать на курорт русскую аристократию? Конечно, же – нет. Здесь царила особая творческая атмосфера, которая способствовала созданию шедевров. Однажды сидя в ресторане, Иван Тургенев воскликнул: «Выпил бутылочку отличного здешнего вина и пошёл сюжетец». Именно в Баден-Бадене он создал роман «Дым» и повесть «Призраки».

Тяга к новым ощущениям заставляет выдающиеся умы современности совершать головокружительные путешествия. «Ради интересного материала я готов на многое. Как-то раз поднимался на гору Килиманджаро, а это 5 тысяч 896 метров. Было так тяжело, что мне не хватило силы духа добраться до вершины», – рассказывает читателям журнала бессменный ведущий программы «Непутевые заметки» Дмитрий Крылов.

Французский фотограф Ян Артюс-Бертран пошел еще дальше, он вырвался за пределы горизонтальной плоскости и, отбросив стереотипы, воспарил в воздухе, чтобы запечатлеть привычные ландшафты с другого ракурса, с высоты птичьего полета. «Я побывал в более чем 150 странах мира, в общей сложности проведя в вертолете более 4 тысяч часов. Своим проектом я хочу показать, как одновременно величественна и беззащитна Земля», – вспоминает Ян.

Земного шара показалось мало двум культовым режиссерам Тиму Бертону и Люку Бессона, встречу с которыми на своих страницах предлагает «Эстет», поэтому обратившись к теме сказок, они отправились в путешествие по вымышленным мирам. Впрочем, для истинных ценителей прекрасного важно научиться «получать удовольствие от «эстетики потерянности», а это под силу только настоящему эстету», – подводит итог вышесказанному в традиционном 51 слове главного редактора Алексей Чертков.

Ирина Суханова