«Живые картины» Уорхола


17 декабря 2008

Выставка «Энди Уорхол. Живые Портреты» — проект МоМА (Museum of Modern Art, Нью-Йорк), Московского музея современного искусства и марки:ff при поддержке Motorola представит лучшие видеоработы легенды поп-арта.


18 немых фильмов и видеопортретов красивых, молодых и талантливых суперзвезд, современников художника и друзей легендарной «Фабрики».


Уорхол начал снимать видеопортреты в 1963 году — еще до появления самого термина «видеоарт» и раньше тех, кого считают родоначальниками жанра. За 4 года он создал более 500 видеоработ, лучшие из которых будут представлены на выставке «Энди Уорхол. Живые Портреты».


Со дня рождения «короля поп-арта» прошло 80 лет, а видео будто бы сняты вчера, в формате ч/б для пущего стиля. Дерзкая и оригинальная попытка соединить объект и тему изображения в личности модели не только с успехом удалась, но обернулась созданием глубоко индивидуальных образов и целого направления в искусстве.


За 5 лет выставка Motion Pictures объехала Северную Америку и Западную Европу. Московскую публику «живые картины» Уорхола будут удивлять на протяжении полутора месяцев — перед ретроспективой в МоМА.


Теперь и мы сможем рассмотреть вблизи лица «Фабрики Грез» 60-х: Денниса Хоппера — актера и кинорежиссера, снявшего в 1969 году культовый фильм «Беспечный ездок» со своими близкими друзьями — Питером Фонда и Джеком Николсоном — в главной роли; нью-йоркскую звезду Джейн Хольцер — актрису и модель, кинопродюсера и коллекционера;Эди Седжвик — американскую актрису, светскую львицу и богатую наследницу; Роберта Индиану — одного из лидеров поп-арта, с легкой руки которого в искусство пришли цифры и слова; Нико — певицу и фотомодель, исполнившую несколько песен для дебютного альбома группы The Velvet Underground, которую продюсировал Уорхол; Эда Сандерса — певца, поэта и публициста, основателя авангардного Fuck You: A Magazine of the Arts. И это только несколько имен, открывающих нам нового Уорхола: уже не только бунтаря и любителя эпатажа, но еще и человека, одержимого красотой.


Отвечая интересам модных, прогрессивных и увлеченных читателей, журнал GQ представляет серию проектов, посвященных самым актуальным явлениям современной арт-сцены. Один из таких проектов — выставка «Энди Уорхол. Живые портреты», которая откроется в Государственном музее современного искусства Российской академии художеств. Старинный особняк в стиле ампир, на протяжении 50 лет служивший домом для Московского союза художников, сегодня обретает новую жизнь как одна из ведущих выставочных площадок Москвы.

 

О ВЫСТАВКЕ
Впервые выставка была представлена в 2003 году в нью-йоркском Музее Современного искусства под названием Andy Warhol: Screen Tests. Куратором проекта стала Мэри Ли Бэнди (Mary Lea Bandy), главный куратор отдела кино и мультимедийного искусства Emerita, Музей Современного искусства. Экспозиция Andy Warhol: Screen Tests, включающая серию немых фильмов, дебютировала в Берлине в KW Institute for Contemporary Art и в течении следующих 5 лет посетила Museu de Arte Moderna do Rio de Janeiro, Museu de Arte Moderna de Sao Paulo и Malba-Coleccion Costantini, Museo de Arte Latinoamericano de Buenos Aires.
В Москве выставка откроется в Государственном музее современного искусства Российской Академии художеств. После экспозиции в Москве, выставка Andy Warhol: Motion Pictures отправится в Прагу в Galerie Rudolfinum.

В 1963 году, после создания таких американских икон, как «Банка супа Кэмпбелл», «Бутылка Coca-Cola» и «Мерилин Монро», Энди Уорхол купил 16-миллиметровую камеру. Так начался блестящий пятилетний период его фильмотворчества. В течение нескольких лет Уорхол снял более ста коротких и полнометражных фильмов, в том числе серию немого кино 1963-64: Haircut (No. 1), Sleep, Empire, Eat, Kiss, Blow Job, Henry Geldzahler, и звуковые фильмы Chelsea Girls (1966) и Lonesome Cowboys (1967). В 1964-66 годах Уорхол экспериментировал с видеопортретами, создав около пятисот черно-белых немых фильмов, которые назвал кинопробами. В 1968, Уорхол оставил это направление и попробовал себя в качестве продюсера фильмов Пола Моррисси (Paul Morrissey), среди них: Flesh, Heat иTrash. В начале 1970-х Уорхол прекратил распространение своих фильмов и приобрел портативную систему видеозаписи, с помощью которой были созданы «Дневники Фабрики» и другие видео и телевизионные работы. Незадолго до своей смерти, в 1987 году, Уорхол решил передать свои фильмы Музею Современного искусства Нью-Йорка. В 1997 году Фонд изобразительных искусств Энди Уорхола (Andy Warhol Foundation for the Visual Arts) закончил сбор пожертвований, необходимых для сохранения четырех тысяч футов кинопленки и печатных материалов. Щедрая поддержка Фонда позволила Музею сохранить и вернуть в обращение фильмы, скрытые в архивах в течение двух десятилетий.
Среди кинематографических шедевров Уорхола черно-белые немые фильмы — самые смелые и экспериментальные работы, в них соединились предмет и тема, острый психологизм, ритмичное движение и совершенная красота моделей, снятых при ослепительном свете или в глубокой тени. Несмотря на то, что первоначально эти
фильмы записаны с частотой звукового фильма — 24 кадра в секунду, Уорхол пожелал, чтобы видеопортреты демонстировались с учетом более медленной скорости — 16 кадров в секунду, согласно норме, используемой при съемке немых фильмов на раннем этапе кинопроизводства — с 1890-х до 1920-х. Для выставки «Энди Уорхол. Живые Портреты» отобраны 16-миллиметровые фильмы, снятые в 1963-66 годах и позднее воспроизведенные в формате видео с частотой 16 кадров в секунду для демонстрации в экспозиционных залах. Таким образом, мы снова можем видеть работы такими, какими их хотел предствить Уорхол, и оценить методы, которым он следовал, бросая вызов и провоцируя модель и зрителя в своих манипуляциях с живыми образами.
Экранные тесты включают приблизительно пятьсот отдельных фильмов, снятых в студии Уорхола — на Фабрике, E. 47th St. Героями были модели, художники, исполнители, писатели и поэты, дилеры, друзья, и все те, кто хотел стать знаменитым. Своих «Суперзвезд», а в особенности «самых красивых женщин» Уорхол снимал по несколько раз, например, «Baby» Джейн Хольцер, Эди Сэджвик и Айви Никольсон. Обычно, он просил модель сидеть на стуле перед камерой в течение трех и более минут — времени, необходимого на запись 100-футовой катушки киноплёнки. Обманчивая простота выглядит роскошью в различных градациях света — от яркой вспышки до полумрака.
Как и другие черно-белые фильмы Уорхола, кинопробы, первоначально снятые c частотой 24 кадра в секунду, проецируются со скоростью 16 кадров в секунду. Результат — необычно плавный темп, мягкий ритм в контрасте с резкостью освещения и смелостью крупных планов. Как и в любом портрете, чувствуется участие модели, находчиво или нервно, печально или игриво реагирующей на камеру. Уолтер Бёрн кажется величественным в своей неподвижности, Деннис Хоппер двигается под собственную музыку, Чип Монк и Касс Эллиотт знают, как улыбнуться, «Baby» Джейн Хольцер сексуально жует жвачку или чистит зубы. Беверли Грант изображает Теду Бара, Джеймс Розенквист вращается на крутящемся табурете. Красавицы пристально смотрят, разрывая яркий свет, прихорашиваются и позируют; наиболее мечтательный образ удается создать Эди Сэджвик. Пьеро Хелицер напоминает нам Рудольфа Валентино с его согревающей улыбкой, а Сальвадор Дали смотрит на мир вверх тормашками.
Экранные тесты традиционно служат кинопробой, благодаря которой, студия и режиссер могут увидеть те индивидуальные черты, способности актера или актрисы, которые может обнаружить только камера. Она представляет актера как чистый лист, разрешая зрителям спроектировать их собственные мысли и чувства на
красивое лицо с серебряного экрана.
Уорхол превозносил моду, поскольку мода боготворила красоту, он знал, как играть с внешними проявлениями различных образов, как преобразить реальность. Специфика поз, их неподвижность и движение, делают невозможной однозначную характеристику типа созданных им портретов: это замедленная съемка или фотографии в движении?

 

 Источник: www.mediaguide.ru