Музыкальный фестиваль «Цари и музы: опера при русском дворе» в Музеях Московского Кремля


28 ноября 2018   //   Культура

Музеи Московского Кремля

Музыкальный фестиваль «Цари и музы: опера при русском дворе»

3 декабря 2018 года

Мироваренная палата Патриаршего дворца

Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» 3 декабря 2018 года представляет новый долгосрочный (четырехлетний)  музыкальный фестиваль «Цари и музы: опера при русском дворе», цель которого –  показать становление и развитие оперного искусства в России, проходившее при высочайшем патронаже российских государей. При императрице Анне Иоанновне в России впервые состоялся  оперный спектакль (Дж.А. Ристори, «Каландро») и был основан оперный театр, в царствование Елизаветы Петровны была создана первая опера на русском языке (Фр. Арайя и А. Сумароков, «Цефал и Прокрис»), Екатерина II сама сочиняла либретто, почти все императоры прекрасно владели музыкальными инструментами, а посещение оперных спектаклей было неотъемлемой частью придворного этикета. На фестивале планируется представить разнообразие музыкальных жанров и направлений – от барочной оперы в XVIII веке до музыкальных жанров, господствовавших на рубеже XIX–XX веков.

Открытие фестиваля в 2018 году представляет реконструкцию драматической постановки эпохи царя Алексея Михайловича.

Тема будущего года – «Опера во славу Отечества» – музыкальные произведения первой половины XIX века. Третий год проекта – «Триумф русской оперы» посвящен музыке второй половины XIX века, а четвертый, заключительный этап – «От традиции до революции» произведениям рубежа XIX–XX веков.

Открытие фестиваля пройдет в Мироваренной палате Патриаршего дворца, где с 1763 по 1917 год в специальной огромной печи варили миро для всех церквей Российской империи. Символично, что именно здесь состоится московская премьера спектакля «Чудо о пещи огненной: от библейского действа к барочному театру» в исполнении ансамбля из Санкт-Петербурга «Солисты Екатерины Великой» под руководством Андрея Решетина – виртуозного музыканта и неутомимого исследователя культуры XVII–XVIII веков. Лидеры российского аутентичного исполнительства представят гостям фестиваля реконструкцию драмы Симеона Полоцкого «Комедия о Навуходоносоре-царе, о теле злате и о триех отроцех, в пещи не сожженных» конца XVII века с сохранением сценических особенностей барочной школьной драмы, аутентичных  жестикуляции и произношения. В спектакле использованы фрагменты церковного чина «Пещного действа», расшифрованного и реконструированного кандидатом искусствоведения Полиной Терентьевой и ансамблем «Сирин» Андрея Котова. Костюмы для постановки, созданные дизайнером Лилией Киселенко, любезно предоставлены компанией ESTEL. В проекте примет участие «Барочный балет Анджолини» (Санкт-Петербург), исполняющий хореографические номера на музыку французского композитора Андре Кампра (1660–1744). Драма Симеона Полоцкого, представленная в Патриаршем дворце Московского Кремля, призвана стать важным культурным событием и напомнить о древней традиции празднования Рождества.

Художественный руководитель, режиссер-постановщик вечера  – Андрей Решетин; режиссер-постановщик вечера   Данила Ведерников; хореограф – Константин Чувашев.

Ансамбль «Солисты Екатерины Великой» под руководством Андрея Решетина

«Барочный балет Анджолини»

Костюмы – Лилия Киселенко

Стиль – компания ESTEL

Фотография: Артем Кияев

Фотография: Евгения Павленко