GQ, сентябрь 2016. Обложка: Мэтт Деймон


17 августа 2016   //   Анонсы глянцевых журналов

ПИСЬМО РЕДАКТОРА

«Мой хороший товарищ Рома Супер, сотрудник «Радио Свобода» и регулярный автор GQ, дважды номинант на премию «GQ Человек года» – как тележурналист и как писатель, – в своем фейсбуке сухим, телеграфным списком регулярно подводит итоги новостей за месяц. Вот, например, самый последний на текущий момент такой список, цитирую почти подряд. Умер такой-то. Умер сякой-то. Умер третий. Теракт там-то. Теракт сям-то. Теракт в третьем месте. Наводнение. Гибель. Захват заложников. Арестовали. Лишен полномочий. Завели дело. Запретили продажу.

Есть, конечно, в списке и позитивные новости. Кто-то вышел на свободу. Где-то прошел гей-парад. Но всего из тридцати четырех пунктов (я специально посчитал и проанализировал) минимум двадцать пять можно отметить тегом «плохие новости», а из оставшихся девяти только четыре однозначно попадают в разряд хороших.

Ну да, у Ромы эсхатологическое мышление, он в принципе не ждет от жизни ничего хорошего, а ждет, пока Господь наконец зальет эту землю огненным дождем. Но смысл не в Роме, а в людях. Людям, читателям Ромы, этот список очень нравится. Семьсот человек поставили лайк, сто человек расшарили. Список красиво и лаконично показывает, что самое главное произошло за месяц. И что в целом всё очень плохо.

Смысл не в Роме, а в людях. Рома здесь зеркало. Зеркало, может быть, из готического дома с привидениями, но тем не менее зеркало. Плохих новостей во всех новостях больше, чем хороших. Потому что людям они нравятся.

Это замкнутый круг «негативного смещения», negativity bias. При прочих равных мозг ярче, эмоциональнее реагирует на плохие новости и отдает им приоритет. Как и большинство происходящих внутри нас процессов, этот корнями уходит в первобытные времена – что-то плохое важнее отследить, потому что это потенциальная угроза. Так и сейчас. Не бывает новости «родился», зато бывает новость «умер». Если умер, то от чего? Нет ли у меня шансов умереть от того же? Как этого избежать? Нужно ли мне волноваться сейчас или потом? На всякий случай поволнуюсь сейчас.

Общий объем новостей, помноженный на негативное смещение, и дает ту картину, которую методично из месяца в месяц фиксирует Рома и которая обволакивает нас, зрителей теленовостей, читателей газет, пользователей фейсбука. Пусть (общедоступная) статистика говорит о снижении насилия в обществе, росте продолжительности жизни и «индекса счастья», мы же своими глазами видим, что вокруг всё гораздо хуже, чем раньше. И тот, кто говорит, что вокруг, возможно, не совсем хуже, чем раньше, а местами, может быть, даже лучше, – тот либо подлец, либо дурак.

Что же делать в такой ситуации? Самый простой и радикальный способ описан в известной цитате: «Не читайте советских газет до обеда, а лучше вообще не читайте». У сторонников такого способа много аргументов. Новости искажают картину окружающего мира. Чаще всего не относятся к вашей жизни. Новости – поверхностная информация. Они снижают иммунитет! (Потому что вызывают стресс, в крови повышается уровень подавляющего иммунитет гормона кортизола.) Плохо влияют на способность концентрироваться.

К сожалению, отгородиться совсем от новостей – монашеская затея, для обычного человека невозможная. Мы зависим от информационного потока и можем позволить себе выпасть из него только на короткие отрезки типа отпуска. Хотим узнать про новые фильмы, про курс евро, про матч ЦСКА и «Зенита», и когда залезаем за чем-то конкретным, на полях обязательно натыкаемся на заголовок типа «Новый теракт в Париже» – и кликаем.

И здесь понимаешь, что у придуманного Ромой метода – аккуратно складывать в конце месяца заголовки типа «умер» и «теракт» – на самом деле есть и терапевтический, успокаивающий эффект. Это как перебирать четки. События воспринимаются более отстраненно. То есть, с одной стороны, всё плохо, а с другой – всё по-прежнему. Месяц за месяцем, год за годом процент новостей с пометкой «плохие» сохраняется. Но только помогает этот метод тому, кто пишет, то есть самому Роме. А всем остальным все-таки лучше не читать вообще», – говорит главный редактор Ким Белов.

В номере:

Наш человек

Мэтт ­Деймон – рубаха-парень Голливуда. Он такой серьезный, но одновременно смешной, и все его любят. Он играл главные роли в шести из десяти ваших любимых фильмов последних два­дцати лет, и за эти годы познакомился с кучей людей, которые души в нем не чают. Вместо того чтобы приставать к Мэтту с тупыми вопросами по поводу очередного фильма про Борна, мы попросили его самого, а также его закадычных коллег – Джорджа Клуни, Джулию Робертс, Тину Фей, Бена Аффлека, Мартина Скорсезе и всех-всех-всех – поделиться с нами байками про актера, которые вы еще не слышали.

Василий блаженный

Бывший совладелец Cовкомбанка Василий Клюкин бросил скучную работу, переехал в Монако и к сорока годам стал сразу всем: писателем, философом, архитектором, скульптором и кинематографистом. Русский Леонардо да Винчи, он собирается лететь в космос с Леонардо ДиКаприо. GQ встретился с этим удивительным человеком.

Нагие намерения

«Обнажение для меня – это свобода. Если я раздеваюсь, то потому, что ненавижу морализм».

Открытость (речь о характере), полное отсутствие ханжества и двойных стандартов сделали Бьянку Балти народной любимицей в Италии. Бьянка уже была героиней нашего журнала. GQ готов любоваться ею снова и снова.

Томный властелин

В модном сезоне господствует безмятежная обломовщина: спокойные оттенки, сдержанность – если не сказать строгость – и в костюмах, и в обуви.

Фото: Pawel Pysz

Стиль: Philip Vlasov

Довлатов до востребования

Третьего сентября Сергею Довлатову исполнилось бы 75 лет. GQ прорвался на съемки фильма Алексея Германа-младшего о любимом писателе. Помимо очевидной, перед режиссером стояла еще одна не самая простая задача: реконструировать в современном Петербурге Ленинград 1970-х.

Также: Джорджо Армани в гостях у российских актеров; подиумы осенне-зимних коллекций; самые главные премьеры Каннского кинофестиваля; шутки, книги и костюмы Серджо Корнелиани.