Discovery, июнь 2010
Главная тема / ВОСТОК-ЗАПАД-ТРАНЗИТ
Древнекитайская философия подарила нам символ неразрывного единства двух противоположностей — инь и ян. Китайцы убеждены, что эти два начала присутствуют в каждом человеке и явлении природы: ими пронизан весь мир. Взаимоотношения двух цивилизаций — активного, динамичного Запада и инертного, склонного к созерцанию Востока — тоже можно рассматривать сквозь призму извечной борьбы и единства противоположностей.
История цивилизаций насчитывает несколько тысяч лет, и ей неизменно сопутствует биполярность. По словам Карла Ясперса, «в различных модификациях изначальная полярность сохраняла свою жизненность на протяжении веков... Греки и персы, деление Римской империи на Западную и Восточную, западное и восточное христианство, западный мир и ислам, Европа и Азия — таковы последовательно сменяющие друг друга образы этого противоречия».
Турция, Израиль, Россия, где в этих странах проходит грань между Западом и Востоком? Уж, конечно, не по мосту через Босфор, не по израильской заградительной стене и не у оренбургской стелы. Четкой черты нет, но есть взаимопроникновение, либо многолетнее балансирование и противостояние. Даже в странах «на грани» есть масса нерешенных, а порой и не решаемых проблем, возникших из-за их смешанной цивилизационной принадлежности.
При этом с конца XIX в. Запад и Восток стали регулярно «сходиться», обмениваясь культурными «кодами». Диалектика развития такова, что генератор творческой энергии перемещается то на Восток, то на Запад. Например, японские гравюры укие-э в конце XIX в. перевернули европейскую живопись, а в середине XX в. на Восток ворвался американский и европейский кинематограф, решительно повлиявший на возникшую вскоре плеяду выдающихся азиатских кинорежиссеров. Федор Достоевский является кумиром для Харуки Мураками, который сегодня оказывает серьезное влияние на европейскую литературу. А если говорить о характере русского искусства, то особенно успешными являются «пограничные», западно-восточные шедевры, где метафизика открывается в обыденных вещах.
ТАЙНЫ ВЕКА / ИГРА В ПРОКЛЯТИЕ
Европейцы долго практически ничего не знали о Древнем Египте. Представление о древней культуре загадочной страны у европейцев сложилось, когда они уже были восторженными скептиками, верящими в безграничные возможности науки и отягощенные киплинговским «бременем белого человека». Это, главным образом, и породило исторический парадокс, названный впоследствии проклятием фараонов. Череда смертей археологов и исследователей, открывших гробницу Тутанхамона, вызвала множество спекуляций и целый культурный пласт в виде фильмов, книг, легенд и преданий.
ЛИЧНОСТЬ / ГЕНИЙ ОТ БОГА
Самая плодотворная пора в творчестве Александра Пушкина — Болдинская осень. Именно тогда поэту с особой силой удалось выразить символы иных культур в своих маленьких трагедиях, «греческих», «итальянских», «турецких» стихах. По сути, творчество Пушкина в этот период — путь с Запада на Восток, где он, преодолевая античное искушение «бесовства», с неумолимой последовательностью приближался к традиционному русскому православию. Для поэта реформы Петра I не столько усвоение «европейских костюмов, обычаев, изобретений и европейской науки», сколько движение к преодолению национальной разъединенности, воплощению мечты о всемирном братстве людей.
ФАУНА / ОСТРОВ МОНСТРОВ
Очевидцы, встречаясь с комодским вараном в первый раз, столбенеют. И впоследствии не находят слов, чтобы его описать. На кого он похож? На крокодила, гигантскую ящерицу или, может, на динозавра? Зверь имеет длинное тело грязно-бурого цвета, покрытое отвратительными на вид пупырышками. Крепкие коротковатые лапы твердо стоят на земле. Хвост удлиняет тело в два раза. Когда животное перемещается, создается впечатление, что хвост ему мешает. Но это обманчивое впечатление. Этим «инструментом», который варан волочит, как бревно, он с легкостью расправляется с крупной добычей. Комодские драконы, как нетрудно догадаться, обитают на индонезийском острове Комодо, где они не имеют естественных врагов. И даже человек для них — всего лишь деликатес.
СПОРТ / ФУТБОЛ КАК ЭКЗОТИКА
11 июня в ЮАР стартует чемпионат мира по футболу. Впервые Африка принимает главный турнир планеты. Стоило ли доверять этому экзотическому континенту, в котором традиционные верования до сих пор очень сильно влияют на все сферы жизни, столь престижное мероприятие? Удастся ли организаторам сохранить африканскую самобытность и при этом обеспечить безопасность, которая долгие годы остается нерешенной проблемой? Что мы знаем о футболе в этих местах, и о чем нужно помнить болельщику, отважившемуся на путешествие в далекую южную страну? Так или иначе, нас ждет самый уникальный чемпионат за всю историю проведения турнира. И Discovery рискует сделать прогноз на его итоги: победит Аргентина или Англия.
Анонсы глянцевых журналов
-
25 августа 2021 Tatler, сентябрь 2021. Номер с двумя обложками: Настя ИВЛЕЕВА \ ЭЛДЖЕЙ
-
25 августа 2021 GQ, сентябрь 2021
-
25 августа 2021 Glamour, сентябрь 2021. Обложка: Ляйсан УТЯШЕВА
-
25 августа 2021 AD, сентябрь 2021
-
22 декабря 2020 Vogue, январь 2021
Обзоры глянцевых журналов
-
18 марта 2013 Vogue Украина – обзор первого номера
-
18 октября 2012 «Мне нравится» SNC
-
04 мая 2012 Tatler в мае
-
08 февраля 2012 Дорогой Jamie Oliver
-
05 марта 2011 Наконец-то Max