Эстет, март 2012


01 марта 2012   //   Анонсы глянцевых журналов

Журнал «Эстет» устроил нашествие трикстеров

Как бы вы не удивлялись, а с этими людьми, испытывающими страсть к игре, мы сталкиваемся повсюду. Как часто мы становимся свидетелями их громких побед и оглушительных провалов! «Нашествие трикстеров» — тема номера нового номера журнала «Эстет». Журнал посвящен тем, кто привык менять правила игры, не изменять себе, жить не по правилам. «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» (Гёте, Фауст).

Играть по правилам? Это не для нас!

«Нашествие трикстеров — рассказ о необычных людях, действующих не по злому умыслу, а по велению сердца. Такими родились. Их жизнь — игра. Их игра — сама жизнь, — пишет в традиционном 51 слове главного редактора Алексей Чертков, — Трикстеры — культурные лейкоциты времени, прививки от социальных болезней. Они меняют маски и увлечены эстетскими играми».

Артистизм, пофигизм и верховенство индивидуальности. Свобода как высшее предназначение человека. Это все о трикстерах. Они могут отказаться от опостылевшей им действительности и построить свой собственный мир, в котором упорядоченность превращается в хаос. Таким трикстером является Тайлер Дерден из фильма «Бойцовский клуб». Он появился для того, чтобы избавить от вещественной зависимости безымянного героя-повествователя. Но глупо полагать, что Тайлер – герой вымышленный. Оглянитесь вокруг: стены гаражей и опоры мостов исписаны непонятными для многих граффити, а в интернете Mr. Freeman в жесткой форме критикует образ жизни современного обывателя. Тайлер Дерден есть в каждом из нас, только в ком-то он дремлет, а в ком-то торжествует над несовершенством этого мира.

В реальной жизни также встречаются игроки, которые способны выйти за границы дозволенного. Таким, например, был Владимир Ворошилов. Он создал на телевидении в самый расцвет «застоя» школу интеллекта, курсы группового мышления. Владимир Ворошилов, по его словам, всего лишь «делал телевидение» и играл: играл со знатоками, играл знатоками, играл с самим собой.

Талантливый композитор Никита Богословский также любил «поиграть» – многие известные люди стали героями его эстетских игр. Никита Владимирович создал собственный «театр розыгрышей», в котором каждое действие строилось по сложным законам драматургии.

Даниил Хармс – писатель, у которого было больше сорока имен! Он перевернул литературный мир своими абсурдными стихотворениями и не боялся, что его антисоветское творчество повлечет за собой последствия. Неприятности у него, естественно, были. Но он справлялся с ними как истинный трикстер – продолжал игру.

Владимир Маяковский – еще один «литературный» трикстер. Его стихи и образ жизни не соответствовали советским нормам. Сложно сказать, что именно (пучок редиски в петличке, желтая рубаха или рубленый слог его стихов) подарило Маяковскому такую популярность. Но его поэтическо-социальная игра вряд ли канет в Лету.

Не менее эксцентричным является Дэвид Боуи. Этот музыкант чуть ли не каждый день удивлял своих поклонников новым имиджем. «Я так часто придумывал себе новый образ, что сегодня мне кажется, будто изначально я был располневшей кореянкой» – отшучивается Боуи, но продолжает экспериментировать с внешним видом и стилем в музыке.

Другой трикстер, которому сегодня подражают и в одежде, и в повадках, это наглый пират Джек Воробей. Джонни Депп предстал в пиратском образе так реалистично, что многие поверили: Джек Воробей действительно существовал. Но капитан «Черной жемчужины» своим поведением совсем не похож на пирата. Джек – это некий сплав из трусости, отваги, чуткости и лицемерия. Этот персонаж фильма не имеет ничего общего с реальными морскими разбойниками, но многие его любят за его неповторимое чувство юмора и… свободу, которой он обладает!

«О, наслажденье – скользить по краю!» – поет Андрей Миронов в роли Остапа Бендера. Последний стал поистине народным героем. Он может то, на что не способны остальные, а именно – перейти черту между игрой и авантюрой. А роман «12 сульев» и «Золотой теленок» можно без сомнений назвать учебниками для трикстеров!

Играть можно не только с судьбами людей. Один из самых известных дизайнеров в мире Жан-Поль Готье, модельеры Виктор и Рольф, промышленный дизайнер Карим Рашид своим творчеством доказали, что игра с цветом и формой может быть не менее эпатажной.

Есть трикстеры, которые не нарушают правил! Но их игра настолько завораживает, что невольно начинаешь думать: а в чем подвох? Александра Костенюк, XII мировая шахматная королева, и Виталий Мант, вице-президент и исполнительный директор Московской конфедерации бильярдного спорта, рассказали об условиях каждый своей игры.

Трикстеры есть в любом деле. Их, возможно, тяжело сразу распознать. Но они способны вернуть застоявшийся организм или культурную среду к изначальному состоянию, а в лучшем случае – пробудить в них способность к обновлению.

Текст: Анастасия Бычкова

Сайт журнала: www.estetmagazine.ru