В брак не вступишь, если читать не научишься!


20 марта 2015   //   Статьи

Моя давняя знакомая, россиянка, уже 20 лет живущая в Финляндии, в одну из встреч похвасталась мне, что недавно очень удачно устроилась на работу – непыльную и даже приятную: во время тихого часа она работает «спящей няней» в детском саду и таким вот образом зарабатывает пенсию. Немудрено, что мне сразу захотелось написать о серьезных и несерьезных инновациях в системе финского образования – дошкольного и школьного.

С чего начать? С разумного, доброго, вечного – с книг, конечно. Школы, средства массовой информации предоставляют людям множество готовой информации, а библиотеки, эти святая святых финских хранилищ знаний, отвечают на индивидуальные вопросы каждого отдельно взятого посетителя, поощряя к исследованиям. Чем сложнее вопрос, тем на него интереснее получить исчерпывающий ответ. Если желаемого источника не окажется в одной библиотеке, его доставят из другой, независимо от того, является она общей или научной. Разве все это может сравниться с информацией, полученной из Интернета? Не случайно библиотеки страны были включены в правительственную программу «Общество, основанное на знании», и все это частично объясняет, почему финны достигают хороших результатов в международном исследовании PISA и отчего в Финляндии так много писателей.

Если сделать экскурс в историю, то можно с удивлением узнать, что в течение столетий обучением финнов занималась церковь. Речь, конечно же, шла не о начальной ступени обучения, как в русских церковно-приходских школах, но образованию способствовало. Согласно протестантской вере, каждый финн должен был в состоянии читать Библию и другую религиозную литературу. Единственным выходом было обучение простого народа грамоте. Неспроста первой напечатанной на финском языке книгой стал букварь, он был издан в середине XVI века. Интересно, что на уровень грамотности оказал очень важный указ, датируемый 1660 годом, в котором говорилось: обязательным условием для заключения брака должны являться навыки чтения. Тот есть буквально вот так – в брак не вступишь, если читать не научишься. И ведь учились, между прочим, и еще как! Церковь даже нанимала для этого преподавателей. А церковным клеркам вменялась в обязанность проверка уже полученных знаний. Обучение не всем давалось легко, но стимул перевешивал.

Сегодня считается, что одним из серьезных факторов успеха системы финского образования являются даже бесплатные школьные обеды. В Финляндии учащиеся основной школы, а также гимназий и профессиональных учебных заведений получают горячую пищу в течение учебного дня. Эта закрепленная законом традиция тоже имеет долгую историю, и сегодня школьные обеды являются одним из основных принципов образовательной программы и заботы об учениках. Закон был принят впервые в 1943 году, правда, в связи с нелегким военным временем учащиеся должны были отработать определенное количество часов по выращиванию и сбору урожая для школьной кухни.

Во второй половине ХХ века здоровью детей стало уделяться еще больше внимания. При составлении меню в школах во внимание стали приниматься здоровье и даже рост и развитие учеников. Чтобы витаминов в пище содержалось больше, все школьные кухни обязали использовать полезные сезонные продукты. В XXI гамбургер-веке появилась новая проблема – избыточный вес у детей, поэтому упор был сделан на индивидуальное меню каждого ученика с нарушением обмена веществ. Что интересно, в приготовлении обедов могли (и могут) принимать участие сами учащиеся. Они знакомятся с работой поваров во время практики, а некоторые подростки, вкусив все прелести этой профессии, идут в профильные поварские профессиональные училища.

Если кто-то не знает, обязательное обучение в Финляндии состоит из двух ступеней: нижняя/alakoulu (школьники с 1-го по 6-й класс); верхняя/yläkoulu (с 7-го по 9-й класс). Затем каждый ученик, сообразуясь с результатами своей учебы, должен решить, что выбрать: профессиональный колледж или продолжение учебы в лицее (lukio). Ответственность за систему основного образования и ее развитие полностью несут муниципалитеты, и этой системе уже более ста лет. Финляндия разделена на 317 муниципалитетов, поэтому в правление школ входят тысячи родителей школьников, и школы автоматически становятся частью народной власти, что подтверждает принцип близости к народу. Этот факт является одним из самых ярких примеров финской социальной инновации и очень сплачивает людей.

По мнению профессора педагогики Университета Хельсинки Кари Уусикюля, «хорошему образованию следует уделять внимание каждый день». В Финляндии этот принцип чтут свято. Своим личным опытом делится корреспондент STOP in Finland в Хельсинки Наталия Виноградова:
- В муниципалитете Мянтсяля, где живет моя семья, есть два необычных детских садика. Один специализируется на всех возможных видах подвижной деятельности. А в другом есть подготовительная группа, в ней дети все время после учебы проводят на улице, даже едят и рисуют на воздухе. На случай дождя имеются беседки. Конечно, учитываются ограничения по температуре воздуха.

Наверняка многие из вас слышали про учеников по обмену. В Финляндии это тоже широко практикуется, иногда дети по году дома не бывают. Но, оказывается, есть и учителя по обмену. В нашей школе преподает учительница из Японии. Она не только учит 7–9-е классы, но и умудряется давать совместные уроки, так называемые «Япония в «Скайпе» – для финнов и своих оставленных на время японских учеников.

Кстати, о «Скайпе». В малонаселенных районах Лапландии, в отличие от других районов страны, учителей и учеников меньше, а расстояния намного больше. А в финской системе образования обязательное правило: все дети имеют одинаковые возможности для обучения. Поэтому урок проходит следующим образом: в классе находятся три-четыре ученика и учитель, а еще два класса присутствуют в режиме видеоконференции.

О высшем образовании в Финляндии написано достаточно, но сейчас я расскажу не о его успехах, а о том, как государство материально поддерживает студентов. История государственных пособий тянется с 1969 года, именно с тех самых времен, когда в Финляндии стали широко популярны кредиты на учебу. Стипендии стали выплачивать чуть позже, в 1972 году. А в 1779-м студенты стали получать и пособие на питание. Произошло это после того, как президент Урхо Калева Кекконен узнал, что больше чем у половины учащихся вузов со здоровьем все намного хуже, чем у него самого. Сегодня на размер стипендии влияют такие факторы, как учебное заведение, возраст студента, тип проживания (с родителями или отдельно), семейное положение и даже доход родителей.

В целом размер стипендии (без учета налогов) колеблется в пределах от 38,50 (для учащегося гимназии или профессионального училища в возрасте 17–19 лет, живущего с родителями) до 335,32 евро (для студента высшего учебного заведения от 18 лет, проживающего самостоятельно или состоящего в браке). Кредит на учебу составляет от 260 (учащиеся гимназий и профессиональных училищ до 18 лет) до 700 евро (учащиеся за границей). Жилищное пособие – от 26,90 до 201,60 евро в месяц (покрывает до 80% стоимости аренды).

Юта Ларсон, соб. корр.; Хельсинки

При подготовке материала использована информация из книги «100 социальных инноваций Финляндии»

Опубликовано в журнале STOP in Finland