Алиса Гребенщикова в майском номере "Крестьянки"


05 мая 2015   //   Статьи

Текст: Елена Денисова

– С маем у каждого свои ассоциации. Кому-то обязательно вспомнится последний звонок, нахлынет ностальгия по школьным годам. Как у вас с этим?
– Я так люблю свою школу, именно «люблю», в настоящем времени, и так ей благодарна, что хочется рассказывать про нее в самых восторженных выражениях. Кстати, у меня в этом году юбилей – двадцать лет назад я окончила школу, но до сих пор с ней не рассталась.
Моя школа, наверное, будет со мной всегда – и в лице моих одноклассников, главных единомышленников по сей день, и в лице учителей. Это учителя с большой буквы, разговаривавшие с нами, как со взрослыми людьми, и объяснявшие не только законы физики и геометрии, но и законы жизни, беседовавшие с нами на общечеловеческие темы.

Ностальгия не нахлынет, потому что меня моя школа не отпустила. В айфоне – номер телефона моей любимой учительницы русского языка и литературы Татьяны Павловны, и я знаю, что могу ей позвонить в сложной ситуации. Или просто прийти на урок, послушать, и как-то в голове все потихонечку встанет на места. Иногда с девочками договариваемся и приходим к ней все вместе. В последний раз виделись совсем недавно, в феврале, на юбилее школы. Двадцать пять лет назад ей вернули статус гимназии, а сейчас еще и название дали, а не просто номер, теперь мы «Павловская гимназия» в Питере. «Павловская» – это отсылка к истокам, она была учреждена по приказу Павла Первого как пансион для девочек, чьи отцы и деды погибли в войне 1812 года.

– Ого, какая история у вашей школы. Гений места ощущался?
– Конечно. Даже само здание уникально. Оно было построено в сороковых годах девятнадцатого века и дошло до наших дней почти без изменений. Широкие светлые коридоры, просторные классы, огромные окна. Откровенно говоря, я не пошла, как изначально планировала, учиться на факультет журналистики в Ленинградский университет в том числе потому, что там были узкие темные коридоры, а я привыкла к другому. Мне не хватило воздуха. А в нашей школе его было предостаточно – и в прямом, и в переносном смысле. Нас воспитывали свободными людьми. Для меня было важно, что в этом же здании в разное время учились обе мои бабушки и один из моих дедушек. А еще Лидия Чарская, написавшая знаменитую книжку «Записки маленькой гимназистки», которую я с удовольствием читала в детстве, Мирра Лохвицкая и много других людей, жизненный путь которых заслуживает уважения.

– Последний звонок, взрослые уже девочки с детскими бантами в волосах, слезы: грустно расставаться с детством, пугает взрослая жизнь… Так все было на последнем звонке?
– Не так! Во-первых, нас совершенно по-другому воспитывали. Какие бантики? У нас была совсем другая атмосфера, другая стилистика. Никакого инфантилизма, даже в таком мелком проявлении. Нас готовили к жизни, учили самостоятельно принимать решения, делать осознанный выбор.
А будущее меня не страшило, потому впереди ждал театральный институт, я мечтала о сентябре, о начале учебы. У меня был достаточно легкий переход от школьной жизни к жизни взрослой. Как только начались занятия, я настолько погрузилась в процесс, что у меня не было времени скучать, жалеть. Это, наверное, одно из свойств моего характера: легко расставаться с прошлым, с благодарностью, но без метаний закрывать прочитанную страницу.


– Есть люди, которые рождаются «старичками», а есть другой тип – те, кто остаются детьми на всю жизнь. А вы к какому типу относитесь?
– Думаю, ни к тем, ни к другим. У меня и родители, и дедушка точно такие же – мы все вне возраста. Нас нельзя назвать ни «взрослыми», ни «детьми». Когда говорят: «я сохранила в себе ребенка», – подразумевают, как правило, легкость, непосредственность и беззаботность. Но я много общаюсь с детьми и не назвала бы эти качества ключевыми для них. Не все дети непосредственны, не все дети легкие, и даже не все любознательны. Это некий стереотип.

– А что значит «вне возраста»?
– То, что все в нашей семье ведут себя, не оглядываясь на цифры в паспорте и не обращая внимания на то, как им предписывает себя вести общественное мнение, ориентируясь на эти самые цифры. Мы часто во что-то играем и хохочем, мой дедушка восьмидесяти пяти лет иной раз дает фору Алексею неполных семи лет. Недавно в солнечное утро я собиралась на спектакль «Ежик и Медвежонок» в театр «Практика» и пребывала в крайне приподнятом состоянии духа, захотелось пошалить, и я искала для этого компанию. Первым на моем пути встретился дедушка. Говорю ему: «Давай, ты сейчас будешь ежиком, а я белкой, и ты спрячься за елку, и мы сфотографируемся для “Инстаграма”». Дедушка без раздумий подыграл мне, а мама нас запечатлела.

– Сейчас много тестов вроде «ваш истинный возраст». Никогда не было соблазна пройти?
– Пару раз проходила, когда ночью не спалось. По результатам всегда выходит, что я старше своего фактического возраста.

– Неужели? А внешнее впечатление совсем другое.
– Может быть, потому что я миниатюрная и с подвижной живой мимикой. И люблю веселые наряды, яркие цвета, смелые сочетания. Оранжевые колготки с темно-фиолетовым джемпером. Насыщенно-синие платья и песочные высокие сапоги. Девочка Таня из Алешиного детского сада считает, что я надеваю его шапки, видя меня в помпонах, шапке с Тигрулей и прочих не-взрослых головных уборах, но мне в них органично и весело. Почему я должна отказывать себе в удовольствии?

– И когда-нибудь в восемьдесят пять тоже запросто изобразите белочку по просьбе внука…
– Думаю, да. Легко.

– Нет ощущения, что в детстве что-то было упущено, что надо было, например, с пеленок учить английский или заниматься балетом? Ни о чем таком не жалеете?
– Я очень много чего попробовала в детстве, и разные виды спорта, и девчачьи кружки вроде вышивания, и музыку. Искала себя, и мои родители не настаивали на занятиях, которые не приходились мне по вкусу. Мне кажется, в моем случае это было правильно. Воспитывая Алешу, я придерживаюсь этой же схемы – дать попробовать разное, не настаивая на своем.
Недавно мы с Алешей спонтанно собрались на некий мастер-класс. Это была суббота. Мы начали искать себе компанию, но выяснилось, что почти у всех детей школьного возраста, буквально у всех, в субботу какие-то секции, кружки. И я подумала, что нам бы это не подошло, при моей любви к путешествиям, часто спонтанным – на один-два дня, при моей любви к природе сложновато будет все это совмещать. Пропускать же занятия нехорошо. А вдруг мы захотим куда- то сорваться? Хотя меня радует, что почти все наши знакомые московские дети чем-то заняты. Дети загружены, никто просто так не слоняется, и это хорошо. В этом году Алеша пойдет в школу. В августе мы сядем и подумаем, чем еще мы будем заниматься в следующем сезоне.

– А есть какой- то обязательный «джентльменский набор»?
– Пока Алеша занимается музыкой и спортом – плаванием и фигурным катанием. Правда, с фигурным катанием в этом году был перерыв, но мы планируем возобновить занятия. Плюс раз в месяц Алеша ходит по абонементу на занятия в Третьяковскую галерею. Недавно в Центральном Детском магазине на Лубянке открылся Кидбург – город профессий. Дети приходят туда, получают паспорт гражданина, первоначальный капитал, которым они могут распоряжаться по своему усмотрению, и им дают возможность примерить на себя разные профессии. К моему удивлению, после ознакомительной экскурсии Алексей твердо сказал: «Хочу работать в банке». Я говорю: «Алеша, а почему – в банке? Есть же МЧС, полиция». Но он настоял на своем. А там дети уже постарше – 10–12 лет, и он – шестилетний. Но это его не остановило.

– При этом он романтик.
– Я бы так не сказала. При всей эмоциональной художественно-театральной нагрузке, которую я ему даю хотя бы в силу своей профессии, у него достаточно рациональный, мужской взгляд на вещи. Он не слишком сентиментален. Например, он никогда не плакал над мультфильмами. Правда, однажды Алеша смотрел клип с моим участием, я играла девушку, мечтающую о ребенке, и в конце малыш таки появился на свет. В клипе звучала мамина колыбельная, очень трогательно пел детский хор. И вот мой никогда не плачущий сын-самурай вдруг разрыдался, забрался ко мне на руки, потом попросил повторить клип и снова расплакался. Успокоившись, начал расспрашивать: правда ли я его так же ждала? Я ему объясняла, что до рождения каждый ребенок, а вернее, его душа, летает на небесах, смотрит на людей и выбирает маму, подходящую именно ему. На что, подумав, Алеша сказал: «Ну да, если бы ты не была актрисой, я бы, конечно, немного понервничал».


– Он вообще прекрасно выражает свои мысли. Ваша заслуга?
– Думаю, да. Мы с ним много разговариваем, читаем, я слежу за тем, чтобы книги были написаны хорошим русским языком или хорошо переведены.

– Это все ради будущего, а что надо делать, чтобы детство запомнилось счастливым?
– Окружать ребенка любовью, а дальше – все зависит от характера, способностей и темперамента. Все индивидуально.

– Женщины часто жалуются, что с появлением ребенка их мир замкнулся на доме. Но это явно не ваш случай.
– Я никогда этого не понимала. Напротив – ребенок открывает массу новых возможностей отлично провести время. А когда он подрастает, и у твоих приятельниц есть дети близкого возраста, это вообще прекрасно. Мамы встречаются, общаются, дети только счастливы – у них свои интересы, свои игры. Есть масса мест, куда интересно поехать или пойти именно компанией. Более того, с появлением Алеши мой круг общения существенно расширился. Если набрать в телефоне в опции «Контакты» слово «мама», высветится телефон не моей мамы, а мамы Никиты, Сергея, Арины. Целый список мам. Частенько бросаю клич в одной из социальных сетей, собираясь навстречу приключениям, и обязательно кто-то откликается. Мы вместе ездим на экскурсии в усадьбы, просто погулять в парках. Есть места, куда я предпочитаю ходить с Алешей вдвоем, чтобы не рассредотачивалось его внимание. Это в первую очередь касается выставок и музеев. И еще мы с ним чудесно путешествуем. Мне непонятен восторг некоторых моих знакомых: мы летим туда-то без детей, наконец-то отдохнем! Мне это кажется странным: если едешь в интересное место, хочется разделить впечатления с ребенком.

– В мае начинаются экзамены. Можно вас проэкзаменовать? В журналистике есть такой формат «Правила жизни от…». У вас есть какие-то сложившиеся правила? Начиная с самых мелких, вроде «утро я начинаю с холодного душа», и заканчивая чем-то принципиальным, например «я всегда говорю правду в лицо»?
– Пожалуй. Ну вот, например, периодически я устраиваю себе «зону молчания». Я все время куда-то бегу, с кем-то общаюсь, но в какой-то момент говорю себе: все, стоп. Могу полдня лежать и просто смотреть в окно.

– А мышиную возню мыслей куда деть?
– Мысли текут свои чередом, но вяленько. Главное – помолчать. Еще одно правило – вечером дома я отключаю звук телефона. Лишь периодически просматриваю, кто звонил. Мне нужна тишина. Я уверена, любому человеку время от времени нужна тишина.

– А в отношениях с мужчинами есть правила?
– Если хочется, надо делать. В принципе это относится ко всему, к работе в том числе. Вот мне, например, нравится заниматься стихами, я ими и занимаюсь. «Стихи, платья и балет» – вот такая иерархия страстей. Я ей не изменяю. Хотя нет, в таком порядке: «стихи, балет, платья».

– А если все-таки про мужчин?
– А если про мужчин… Мне не так важна мотивация, как важен сам факт происходящего. Поясню: иногда бывает неважно, что ты первая проявила инициативу, первая подошла. Неважно, почему он согласился пойти с тобой куда-нибудь (из жалости, или из вежливости, или просто потому, что было скучно), важно, что этот вечер вы проводите вместе, и вам интересно. И это уже твое, это уже с тобой, этого у тебя уже не отнять.

– Такое может себе позволить только очень свободный человек, во всяком случае, свободный от комплексов.
– Да, свободный от комплексов и, что еще важнее, от обязательств. У меня сейчас нет ни перед кем обязательств, поэтому я могу не стесняться в проявлении чувств. Жизнь коротка – это ощущение как пришло ко мне в тридцать четыре года, так уже не отпускает.

– Чувствуете, что время утекает сквозь пальцы?
– Пожалуй. Вот сегодня у меня были съемки, и в разговоре с девочками-костюмерами я вдруг поняла: ну вот, а я ведь уже никогда не сыграю стриптизершу. Не то чтобы я очень хотела это сделать, но этой возможности уже не будет, она упущена. И я… пожалела об этом.

– Чего никогда не стоит делать в отношении мужчин?
– Не надо даже пытаться расшифровывать их поступки, слова. Мы никогда не узнаем, каковы реальные мотивы человека, чем он руководствовался. Строить предположения, выдвигать свои версии – почему он так поступил, почему так сказал – непродуктивно. Чаще всего мы додумываем за них или додумываемся до не самых хороших вещей. А на самом деле все либо намного проще, либо намного сложнее. Не стоит себя накручивать.

– А в отношениях с подругами есть правила?
– Если подруга просит о встрече, чтобы поплакаться в твое плечо, нельзя отказывать. Потому что друзья – это большая ценность.

– Друзей может быть много?
– У меня – много, очень много. Кто-то может любить только трех человек, кто-то десятерых. Я люблю многих, у меня большое сердце.

– И последнее правило?
– Если ты хочешь упорядочить течение своей жизни, начни с малого – носи белье комплектами.


Фото: Борис Захаров
Визаж и прическа: Яна Кравченко
Стилист: Наталья Репрева
Продюсер: Дарья Киселёва

 

Сайт журнала: www.krestyanka.ru