Колонка Александра Грека. Система автоматического спасения


03 июня 2015   //   Статьи

Письмо главного редактора «National Geographic Россия».

Гибель Аральского моря, случившаяся на глазах моего поколения, безусловно, одна из самых масштабных экологических катастроф XX века. Легко винить в этом непрофессиональных или равнодушных советских чиновников из Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР. Но они не были ни равнодушными, ни непрофессиональными. Руководство страны стояло перед нелегким выбором: нужно было жертвовать или малонаселенным районом Арала, или перенаселенными регионами Средней Азии, через которые протекают Сырдарья и Амударья, питающие Арал. Чиновники выбрали первое.

Тем не менее в СССР разрабатывалось несколько вариантов спасения Аральского моря. Самый известный — проект переброски сибирских рек. Но, вызвавший громкие споры, он был далеко не единственным. Лет десять назад мне довелось увидеть закрытую экспозицию Музея НИИ прикладной химии в Сергиевом Посаде, ведущего предприятия страны по разработке пиротехнической продукции. Нам оно известно прежде всего по праздничным салютам, которые изготавливаются на территории института, а в 1970-х годах НИИ был лидером мирового уровня в области производства вызывающих осадки химических составов и средств их доставки.

В музее мне показали интересную систему. Специально для спасения Арала были разработаны десантируемые автономные модули, которые планировалось разбрасывать в пустынных районах в окрестностях Аральского моря. Простой метеорологический радар «присматривал» подходящее облако, траектория движения которого должна была пройти над Аралом. С учетом времени, необходимого на образование осадков, производился выстрел заряда с реагентом на нужную высоту — технология, отработанная до автоматизма при проведении праздничных салютов. И через 15 минут выпадали осадки в количестве от 0,1 до 15 мм («управляемый» дождь или снег шел в течение часа).

На вопрос, почему система так и не была применена, инженер ответил просто: «Арал бы мы наполнили. Но высушили бы территорию на сотни километров вокруг». Если пустыня вдруг расцвела — значит, где-то высохли сады. Чудес не бывает.

Статья опубликована в журнале National Geographic, №141, июнь 2015