Елена Подкаминская в «Крестьянке»: Покой & Воля


11 сентября 2015   //   Статьи

Сыгравшая в популярном комедийном сериале «Кухня» эксцентричную Викторию Сергеевну, в жизни Елена Подкаминская – человек глубокий и скорее романтичный. Актриса – о любви, страсти и маленьких тайнах, которые она хранит в своем сердце.

– Солнце, яхты, как на нашей фотосессии, – романтично. Но у каждого свое представление о романтике. А для вас романтика с чем связана?


– Романтическое чувство противоположно обыденности и все в жизни способно превратить в красоту. Именно поэтому, думаю, все женщины стремятся для своего любимого человека создать «романтическую ситуацию» или, что гораздо приятнее, сами в ней оказаться. Для кого-то романтическое пространство – это поход с неподъемным рюкзаком по неизведанным тропам, и жизнь в палатке – это романтика, кто-то в ее поисках безмятежно нежится на солнечных островах. А каким-то влюбленным парочкам достаточно просто часами бродить в обнимочку по вечерним улочкам города. Помню, когда-то на диком морозе мы с моим молодым человеком отчаянно целовались, а в промежутках, забегая в кафе, грелись глинтвейном и хохотали – и это было для нас верхом романтики.


– Самое романтичное место на Земле?


– К сожалению, я не так много путешествовала, как хотелось бы, но из тех городов, где я побывала, – это, конечно, Париж. Первое впечатление, когда я там оказалась в 19 лет, было вообще невероятным. Я приехала туда с родителями на четыре дня из Гамбурга и помню, что после Лувра, уже вечером, мы сели в кафе, выпили кофе, а затем пошли на Елисейские поля… Мне кажется, все последующие три дня мы не останавливались: только немного спали и колесили по всему городу. Французская речь, Монмартр, Музей д’Орсе с любимыми мной импрессионистами и пылающей живописью Ван Гога, готика соборов и великого Нотр-Дам-де-Пари с его нереальными по красоте оконными витражами, сад Тюильри с фонтаном и сидящими вокруг него на стульчиках, погруженными в себя людьми, Гранд-опера (Опера Гарнье), легендарное кабаре «Мулен Руж», Версальский дворец. Я никогда ничего более сильного по впечатлению и романтическому излучению от города не испытывала.
Когда я посетила Париж во второй раз, юношеский восторг не исчез. Все повторилось с еще большей силой. Я впервые увидела подлинники работ любимого мною Родена. Эта обожаемая мной льющаяся пластика скульптурных линий. Эта сводящая с ума любовь чувственно соприкасающихся тел. Романтизм парижской ауры не исчез и во время съемок «Кухни в Париже», хотя работа почти не позволяла отдать себя новым впечатлениям.


– Какой отдых могли бы назвать романтичным?

– В этом году дочке Полине порекомендовали продолжительное пребывание в особом месте Крыма, где горный воздух сочетается с морским. Я отказалась от всего, кроме кинопроекта, который в период июль-август планировали снимать в Ялте, и уехала в Гурзуф. Там, где мы жили, потрясающе красиво: с веранды дома на горе открывается морской пейзаж с уходящей в море Медведь-горой и маленькими выныривающими островками скал. Все, что спускается с горных высот к воде, утопает в зелени, а по морю неспешно снуют маленькие кораблики и парусные лодки. Ну чем не романтическое место?!
Была в моей жизни и другая романтика. В меня был влюблен юноша, который пригласил провести часть отпуска в деревне. Я испытывала взаимные чувства и согласилась, чем очень озадачила своих родителей: до этого времени никакого опыта, кроме как благоустроенного курортного отдыха у бабушки в Евпатории, у меня не было. Папа предпринял несколько попыток меня отговорить и рассказал о нецивилизованном романтизме деревенской жизни: нажимал на отсутствие удобств, на недостаточное количество воды, поведал о страшных комарах и слепнях, но… я была непреклонна.
И вот на сомнительной машине мы дотряслись до Рязанской области и оказались в тихой деревушке. Деревянный дом, низкие окна, полумрак, иконки, самая простая деревенская еда. Чудные рассветы с пением птиц, роса на траве и цветах, пьянящие ароматы окружающей природы. Веселые «омовения» из деревенской бочки вместо душа! Мы собирали море земляники, в обнимку бродили по лесу, валялись на сеновале. Запомнилась прохлада хвойного леса, сменяющаяся прозрачностью березовой рощи, где солнечные лучи как-то особенно весело преломлялись. Вспоминается еще одно удивительное мгновение: иду одна по деревенской дороге к избе, а в воздухе звучание григорианских хоралов – тогда я была увлечена средневековыми песнопениями, и мой друг решил их послушать. Вот такая романтика в реалиях деревенской жизни.

________________________________________

«Легкость» и «полет» не противоречат «долгосрочным» отношениям людей и сохранению их любви. Напротив, они во многом спасают от обыденности и рутины.

________________________________________


– Что-то романтически сногсшибательное мужчины ради вас совершали?

– Конечно. Например, тот юноша, который пригласил меня в деревню, после того, как «сельская идиллия» завершилась и я уехала в Евпаторию, приехал туда же! Но как? Автостопом – такие были времена, что даже не было денег на билет! И последовала череда прекрасных морских дней. Вот это чувство, когда вокруг так много людей, а мы словно одни на целом свете, погруженные друг в друга. А иногда по вечерам на песке под отдаленные звуки музыки в курзале я для него танцевала и наслаждалась его влюбленным взглядом.

– Слышала, что для вас лучший комплимент – слова «легкая», «полетная». В начале отношений такой «воздушный» образ довольно просто поддерживать, а можно сохранить ощущение легкости и полета в долгосрочных отношениях?


– Ну, «легкость» и «полет» не противоречат «долгосрочным» отношениям людей и сохранению их любви. Напротив, они во многом спасают от обыденности и рутины. Если же говорить о любви между женщиной и мужчиной, то критерий, по-моему, здесь один – это может существовать только как совпадение. Это или есть, или нет, и ничего тут не поделаешь. Такая встреча и возникшая любовь – Божий дар! Другое дело, как этот дар сохранить, как сберечь любовь? Не знаю… Но как сказано в Библии, «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла…»


– Говорят, с возрастом представление о любви меняется. Страсть и любовь – вещи разные? Может ли одно существовать независимо от другого?


– Жизнь устроена бесконечно сложно, и мне трудно судить о ее возможностях и невозможностях. Какова степень страсти? Если она безумна и эгоистична, то, конечно, это любви противоположно. Ведь любовь – это соединенность двух душ, проникновение и уважение другого, его свободы и достоинства. И тем не менее первичность чувственного совпадения между мужчиной и женщиной для меня безусловна, и это может быть выражено очень сильной страстью. Идеально, когда страстно-чувственное выражает духовное совпадение людей, но это редко случается, поэтому многие внутренне несчастны.

– Говорят, что счастье – это эфемерная райская птичка, которая живет лишь в том сердце, которое в нее верит. Вы верите? Когда вы чувствуете себя абсолютно счастливой?


– Я думаю, достичь устойчивого счастливого душевного состояния почти невозможно. Столько вовне и внутри человека бурь и хаоса, столько несовпадений! Но верно и другое – без веры в лучшее, без поиска пушкинских «покоя и воли» даже мгновения счастья недостижимы. Поэтому я открыта и верой, и душой к переживанию счастья, всегда радуюсь, когда оно приходит. Но верю и в то, что удача не приходит просто так. Да, это всегда случай, миг, но как важно быть готовым к этому, важно понимать и вести свою линию жизни, развивать свою личность, умно и напряженно работать и ждать. Для меня, пожалуй, абсолютное счастье связано с моментами жизни моего ребенка. Меня это переживание забрасывает туда, где, как вы сказали, поют райские птички.


– Ваши любимые актрисы – Одри Хепберн и Бетт Дэвис. Успешные, легендарные, но обе несчастные в личной жизни. Можно ли, отдаваясь целиком творчеству, не растратить всю себя на игру, оставаться такой дочкой, мамой, женой, с которой хочется быть?


– Свое творчество они (кстати, не считаю их личные жизни трагичными или несчастными) воспринимали как служение и полностью в нем растворялись, отказываясь от семьи, от детей, от всего, что могло помешать их призванию. Я думаю, что любой человек, ответственно и профессионально относящийся к своему делу, к своей работе, вынужден чем-то в своей жизни жертвовать. Довольно часто я нахожусь в такой ситуации, когда актерская работа требует от меня колоссальной отдачи, от многого отгораживает. Я понимаю, что если хочешь двигаться вперед и совершенствовать свои умения, по-другому и быть не может. В этом есть много счастья и печали. Работа меня захватывает, мотивирует, мне всегда хочется дойти до предельной точки в достижении результата. И это – радость. А грустно, потому что в такие периоды тоскую по Полине, по общению со своими близкими, по многому тому, о чем мечтаю и… не нахожу времени это сделать. Что я ищу? К чему стремлюсь в этом потоке жизни? К упорядоченности и маленьким пространствам свободы, где отсутствует слово «должна».




НЕСКОЛЬКО НЕИЗВЕСТНЫХ ФАКТОВ ИЗ ПЕРВЫХ УСТ


… В младших классах моя ревнивая подружка умудрилась настроить против меня весь класс. С тех пор больше всего я опасаюсь «сплочения» людей, «дружащих» против кого-то.

… В любви мне всегда мечталось приблизиться к идеалу, воплощенному в скульптурах Родена. Откровенная сексуальность идеально совпадает с проявлением высшего любовного чувства.

… Я была маленькая, как-то вечером подошла к окну. В темноте мелькнуло лицо, и стекло с грохотом обвалилось на пол. Чья-то рука с подоконника стащила бутылку вина, оставшуюся после дня рождения. С тех пор я всегда неуютно чувствую себя в темноте.

… Запах сырости меня всегда переносит в детство. Видимо, эта ассоциация связана с 17-метровой комнатой коммунальной квартиры, где с мамой и папой мы прожили первые 10 лет моей жизни.

… Мне рассказывали, что мама с раннего детства приучала меня к аккуратности. Когда во время еды хоть маленькая крошка падала на стол, я прекращала есть, мычала, пальчиком указывая на непорядок, и только тогда, когда восстанавливалась чистота, вновь приступала к еде… до следующей оплошности. Как жаль, что я не смогла сохранить младенческие привычки. Когда я собираюсь куда-то, в квартире ощущение мамаева побоища, и если в этот бедлам ворвется вор – подумает, что до него здесь поработал его коллега.

… Ненавижу опаздывать, и когда это случается, чувствую себя человеком, которому уже накинули петлю на шею и прилично затянули.

… Если бы в мягких и удобных тапочках я выглядела так же, как на высоких каблуках, я бы носила их. Но увы и ах, высокий каблук незаменим. Жаль, что туфли не комлектуют крючками, на которые можно было бы потом повесить свои ноги.

… Больше всего меня собирает работа. Я слишком ответственно к ней отношусь, потому что всегда очень боюсь неудачи и провала.

________________________________________

Текст: Елена Денисова
Фото: Борис Захаров
Визаж и прическа: Александра Лукаш
Стилист: Алеся Матящук
Продюсер: Дарья Киселёва
Главный художник: Ани Ирбит

Благодарим яхт-клуб «Патриот» и лично Елену Борисовну Морозову за помощь в проведениии съемки