Дидюля: «Сейчас и всегда будет востребовано такое творчество: яркое, музыкальное, мелодичное, профессиональное»


29 сентября 2015   //   Статьи

- Совсем скоро вы представите в Москве свою новую программу и альбом «Дидюля & Симфонический оркестр». Расскажите, пожалуйста об этом проекте подробнее. Как появилась идея, с кем вы ее реализуете?

Идея работы с симфоническим оркестром – это, без преувеличения, моя давняя мечта, к осуществлению которой я планомерно шел год за годом. Судьба мне подарила встречу с замечательным человеком, прекрасной женщиной Ли Отта. Это дирижер, оркестровщик, композитор, теоретик музыки, продюсер мирового уровня. Она удивительным образом понимает и чувствует современный симфонический звук, инструментальную симфоническую музыку. Знакомство с ней перевернуло мое сознание и представление о многих вещах. Я как инструменталист, музыкант и композитор очень многому у нее научился. Наш первый совместный эксперимент с симфоническим звуком начался в 2007 году. Мы записали альбом «Музыка неснятого кино», в котором была представлена акустическая гитара в сопровождении симфонической аранжировки и оркестра. Получилась очень интересная, яркая, кропотливая работа. И, конечно, это был колоссальный для меня опыт, потому что, появился алгоритм работы, технология записи и сочинения, работы с симфоническим материалом. И начиная с того момента, мы начали вынашивать идею большого проекта. Итогом стал выход в 2014 году пластинки лучших произведений ДиДюЛи в сопровождении симфонического оркестра. Именно этот альбом и стал основой новой концертной программы «ДиДюЛя и симфонический оркестр», которую мы представим в октябре в Москве в Crocus City Hall. Настоящий, живой, плотный звук. Сделанная по всем правилам и законам жанра новая русская симфоническая музыка, созданная мной, как композитором. Ли Отта выступила автором оркестровок и дирижером этого проекта. Это будет по-хорошему амбициозный концерт, мощный и очень яркий. Я надеюсь, что это будет настоящее музыкальное явление в современной симфонической музыке.

- Насколько на ваш взгляд сейчас востребована симфоническая музыка?

Мне не хотелось бы пространно рассуждать об этом. Я думаю, что сейчас в первую очередь востребовано качество: яркое, музыкальное, мелодичное, профессиональное. Сейчас и всегда такое творчество будет востребовано. Интерес вызывают новые мощные творческие явления, которыми в последние годы не очень богата отечественная музыкальная индустрия. Именно поэтому мы смело идем вперед, не боимся смелых экспериментов. Уверен, что мы на правильном пути. За нами идет команда сильнейших профессионалов. Это необычно, по-настоящему творчески и смело. У меня есть уверенность, в том, что зрители ждут эту симфоническую программу. А значит есть и востребованность.

- Написание симфонических произведений – достаточно амбициозная задача. Не было сомнений?

Нет, сомнений не было. Это был долгий многолетний путь. Все выверялось практически по ноте. Я знал, что я хочу сделать, и делал это. Это хороший эволюционный путь для меня, как для музыканта и композитора. В новой программе мы прикоснулись к самым ярким произведениям, созданным мной. Они проверены временем и публикой. Хорошие творческие проекты, как и сама музыка, любят смелых. Сомнениям места быть не может. Здоровые амбиции – это конек нашей команды.

- Расскажите, как рождается ваша музыка?

Музыка рождается каждый раз по-разному. Никаких особенных алгоритмов и рецептов нет. Каждое произведение имеет свою тайну, свою мистику, индивидуальные завораживающие факторы. Это может быть результат приобретения какого-то нового музыкального инструмента. Иногда это бывают эмоции от путешествий, встреч с интересными людьми. Жизненный опыт, победы или разочарования. Нас окружает масса вещей в жизни, которые могут стать отправной точкой для рождения того или иного произведения. Многие факторы отражаются в творчестве и в музыке. Я про каждое свое сочинение могу рассказать большую историю, как эмоциональную, так и музыкально-техническую.

- У вас очень интернациональная музыка. Элементы каких стилей можно в ней найти?

Я являюсь гражданином планеты Земля, мир на сегодняшний день с культурной точки зрения стал совершенно прозрачен. Много информации, она быстро поступает и распространяется. Поэтому, конечно, в моей музыке много элементов разных стран и континентов. Безусловно влияние родной для меня национальной белорусской и русской музыки. Здесь же музыка польская, литовская, украинская, балканская, цыганская, татарская. Конечно, испанская, латиноамериканская, перечислять можно до бесконечности. Огромное влияние оказывают и музыкальные стили: рок, блюз, джаз, этника, современный электронный звук. Масса всего. И сказать точно о какой-то стилистике очень сложно. Я бы назвал новую программу саундтреком сегодняшнего дня, сегодняшнего мира. Он стремительный, живой, очень динамичный, яркий, неоднозначный.

- При практически отсутствии вас в эфирах вы уже много лет собираете аншлаги на больших площадках по всей стране. Как в свое время удалось этого достичь? В чем секрет вашего успеха?

Меньше всего я думаю об успехе. Прежде всего мои мысли об удовольствии, которые приносит мне жизнь, игра на музыкальных инструментах. Мне очень нравится видеть наших зрителей, их лица, которые наполняются магическим светом во время концерта. Я давно перестал зацикливаться на ротациях, эфирах, способах широко достучаться до зрителей. Никаких уловок и ухищрений. Мы просто играем от души очень качественную музыку. Стараемся делать это честно, ярко, самозабвенно. Загадочно, мистически, с мощной энергетикой. Делаем это настолько мощно, что никакие преграды нам не страшны. Моя музыка настолько мощным ураганом проходит по космосу, что не нуждается ни в каких ротациях, маркетинговых или рекламных трюках. И эта музыка собирает тех людей, которым она нужна, которые ее любят и хотят слышать. Они сами находят нас. У нас с нашим зрителем очень мощная связь. Она тонкая, как серебряная нить, но при этом нерушимая.

- Какое выступление вам особенно запомнилось? Где вы любите выступать?

Выступать я люблю практически везде. Будь то отрытый зал или небольшая камерная площадка. Квартирный или студийный концерт. Значения не имеет. Самое главное понимать и видеть, что тебя слушают и слышат. Слушающий человек – это не менее ценно, чем человек, который играет. Талант слушать – великий талант. Он есть ни у каждого. И я счастлив, что у моего зрителя он есть. Он умеет услышать, получить удовольствие и энергетику от музыки. Очень запоминаются выступления в местах силы, таких например, как Алтай, родная Беларусь, северные края за полярным кругом, Сахалин, Камчатка и масса мест, где чувствуется земная энергетика. Я ощущаю и чувствую эти вибрации. В таких местах я могу играть с тройной энергией.

- Ваша музыка могла бы стать отличным саунд-треком. Есть у вас желание поработать в кино?

С кино у нас достаточно долгая связь. Это началось еще в 2001 году, когда Андрон Кончаловский использовал мою музыку и меня, как музыканта в фильме «Дом дураков». Потом была работа с Алексеем Колмогоровым, Алексеем Балабановым. Сотрудничество с ВВС. Я написал музыку для ряда сериалов «Первого канала». Масса спортсменов, гимнастов, фигуристов используют мою музыку. Она звучит в театральных постановках. Мне как композитору, продюсеру, музыканту это очень приятно. И я всегда с радостью открыт для такого сотрудничества. Как правило, специально для кино я музыку не пишу. Режиссеры уже берут готовые произведения, которые подходят и совпадают с их художественным замыслом.

- Сколько у вас гитар? Откуда они появляются? Есть ли особые инструменты?

Гитар много, их более 30. Я рад, что у меня есть возможность играть на разных инструментах. Это и классические гитары, гитары-фламенко, инструменты ручной работы, произведения лучших мировых фирм. Помимо гитар у меня много других инструментов: перкуссии, барабанные установки, электронные клавишные, духовые. Я люблю музыкальные инструменты, как некую связь, соединяющую человека с космосом музыки. Любой инструмент имеет для меня определенное очарование, это удивительное техническое воплощение. Каждая гитара это не студийный экспонат, а реально действующий инструмент , который используется на концертах.

- Насколько во время концерта вам важна реакция публики и удается ли следить за зрителями?

Я не ставлю перед собой задачи визуально следить за реакцией публики. Тем более, что с большой сцены это сделать довольно сложно. Вихрь концерта настолько сильно уносит меня и музыкантов в иные сферы, а потом мы начинаем уводить туда и зрителей. Музыка несет нас в едином потоке, перемещая в разные временные рамки, географические точки. В течение двух часов мы оказываемся в разных эмоциональных плоскостях и измерениях. Самое главное, что мир человека после концерта уже не будет прежним. Изменения происходят и на физическом, и на эмоциональном уровне.

- Как вы отдыхаете? Что помогает вам расслабляться?

Конечно, это родные близкие люди, дети, природа, положительные эмоции, приятное общение, новые эмоции. Спорт – настольный теннис, плавание, шахматы. Я получаю удовольствие от вождения машины. Люблю хорошую музыку и шум дождя, пение птиц, звуки леса. Прекрасный релакс – ходить босиком по траве. Масса вещей, которые по-настоящему являются для меня умиротворяющими и релаксирующими. Друзья научили меня восстанавливающим и оздоровительным гимнастикам, которые мне очень помогают набраться сил.

- Вы прихотливый в быту человек? Для вас важен первый класс обслуживания, дорогие мелочи, дорогие увлечения?

В жизни и в быту я совершенно неприхотливый человек. Дорогие хобби и роскошь имеют для меня минимальное значение, практически никакого. Мне интересны хорошие дорогие инструменты, классная аппаратура, безупречное концертное оборудование. На это я обращаю внимание, мне это важно. А вот дорогие вещи, роскошь вокруг, материальные и бытовые блага меня не заводят совершенно. Это все пройденный этап. Сейчас я понимаю истинный смысл жизни, цену наслаждениям. Самую большую радость и счастья не купишь за деньги. Это человеку дается совершенно бесплатно. Это дар вместе с жизнью, просто нужно его найти.

- Что бы вам хотелось сделать в ближайшее время? Съездить в экзотическую страну, купить нечто оригинальное, попробовать что-то необычное?

Да, мне было бы интересно отправиться в неизведанную страну, где я еще не был. Посмотреть на жизнь людей, попробовать их кухню, вдохнуть их воздух и культуру. А потом все эти впечатления вдохнуть в новое музыкальное произведение. Мне интересно узнавать себя с новой точки зрения, открывать в себе новые потенциалы, духовные, творческие, физические. Изучать жизнь и себя в ней.

- В чем и где вы находите вдохновение? И что делаете, если «муза» покидает вас ненадолго, как «возвращаете» ее?

Вдохновение я нахожу там же, где силы и отдых. В родных, природе, путешествиях. А вот муза, действительно, может ненадолго покинуть. Прогуляться где-то без меня. Потом я ее приглашаю обратно: наливаю чайку, угощаю конфетой. Мы сидим, молчим, любуемся звездным небом. А потом идеи вместе творить что-то новое.

- С каким девизом вы идете по жизни?

Девиз простой. Жизнь – удивительно красивая загадка. Хочется ее разгадывать через музыку, через общение, через самого себя. Музыка – это мистическая великая энергия, которая подарена человечеству, чтобы оно не погибло.