Ольга Будина: Сказка во спасение


28 января 2010   //   Статьи

 

Дочь царя, жена вождя, а красавицу Оксану вы сыграть хотели бы?  

 

– Мне приятно, что «Крестьянка» обратилась к украинскому фольклору. Невольно наплывает грусть о  распаде нашего некогда огромного общего государства. Европа вот напротив – изо всех сил объединяется, и правильно делает. Знаете, я до сих пор не чувствую, приезжая в Украину или в Белоруссию, что мы – разные государства. Наши культуры так переплелись, что в моем восприятии, мы – одно целое. И я с радостью поддержала эту тему. Оксана – так Оксана, хотя мне в основном приходилось играть представительниц голубой крови. Я вообще с большой охотой иду на эксперименты. Возможно, после этой съемки какой-нибудь режиссер захочет обратиться к нашей классике еще раз, и мы с вами будем горды тем, что вдохновили его на это. Не все же нам смотреть про Гарри Поттера.


 А как вы относитесь к мистике? С вами когда-нибудь случалось нечто, не поддающееся рациональному объяснению?

 

 Я сыграла трех реально существовавших женщин – княжну Анастасию, Надежду Аллилуеву, Галину Кузнецову – и во всех трех случаях меня сопровождала мистика, с каждой из героинь у меня связаны свои истории. Их не всегда можно рассказывать, просто потому что есть четкое ощущение, что они предназначены лишь для меня, но кое-какими моментами поделиться могу. Допустим, на съемках фильма «Романовы. Венценосная Семья» после того, как мы сняли сцену расстрела царской семьи, в нашем павильоне на студии Баррандофф в Чехии, вдруг по стенам стали прыгать солнечные зайчики. Режиссер Глеб Панфилов стал строго спрашивать, кто их пускает, у кого такая фантазия? Но ни у кого не обнаружилось ни одного зеркальца, да и солнечные лучи не могли прорваться сквозь толстенные стены, поскольку комната в подвале Ипатьевского дома, где происходил расстрел, была сооружена в абсолютно закрытом бетонном павильоне студии. У меня мурашки пробежали по коже. Что это, как не мистика?


А в чудеса вы верите?

 

– Я по-прежнему воспринимаю приход ко мне моего сына как чудо. Я в то время не планировала ребенка, он сам захотел у меня родиться. И то, что я получаю от него сейчас - абсолютное чудо. Я в последние четыре месяца плотно занята на съемках в другом городе, так он в мой прошлый приезд подарил мне очень красивую белую лошадку размером с ладошку со словами: «Когда меня нет гядом с тобой, пусть она тебя огханяет!» Теперь она – постоянный житель моей сумки. Ответственно охраняет меня!
Или вот совсем уж наше, «девочкино», чудо. Мне нужно было пойти на одно важное мероприятие, и к выбранному мной платью нужны были вполне определенные туфли, которых у меня не нашлось. А времени на поиски, как водится, тоже не было. И вот я иду по Тверской, вся в мыслях о том, как было бы классно появиться именно в этом платье, как оно мне нравится и о том, что денег в кошельке, увы, не так уж и много... И вдруг вижу в витрине магазина именно то, что мне было нужно! Причем это были не просто обычные туфли, а от известного кутюрье, единственные, моего 36 размера, да еще и с 70% скидкой! Нужно ли говорить о том, что теперь они стали моими талисманами?  


Помните, Шагал писал, как ему в детстве повсюду мерещилось что-то сверхестественное, и он взывал: «Господи, ты что скрываешься за крышей сапожника!» А у вас в детстве возникали подобные чувства?

 

– Да, это смешно! Но и прекрасно! Я, например, всегда одушевляла предметы, находящиеся в моей детской. Даже имена им придумывала. Мою лампу звали, как сейчас помню, – Лала. Занавески на окнах жили какой-то своей жизнью. То милостиво открывали мне свет, идущий от звезд, то на что-то сердились, и тогда сияние исчезало. А уж вещи – те жили совсем отдельной жизнью. Самыми непослушными были тапки. Если один из них завалился куда-нибудь, то только уважительный разговор с ним и просьба о милости могли подвигнуть его на то, чтобы он вдруг обнаружился. А о Боге я тогда думала, как о живом человеке, который возлегает на невидимых красивых облаках-диванах, и постоянно за мной наблюдает. И память об этом навела меня на идею, когда я писала свою книгу о вынашивании ребенка «Говорящая беременность», что было бы любопытно узнать, как детишки воспринимают Бога и как они представляют себе младенца, живущего в животе у мамы? Быть может, там, в животе, есть целая коробка игрушек и столик, за которым малыш поедает свою кашу? И я задала эти темы для рисования множеству ребятишек. Один мальчик на тему «Бог» нарисовал мне на всю страницу глаз. Вы только подумайте, он нарисовал Всевидящее око без каких-либо разъяснений со стороны взрослых! А мальчик из детского дома Вова Устинович, которому было тогда 6,5 лет на тему «Капля воды, в которой отражается весь мир», на таком тонюсеньком пожелтевшем листочке бумаги, напоминающем кальку, нарисовал ... девочку. С такими чудесными косичками, улыбающуюся. Почти все дети рисовали дома, деревья, звезды. А для этого мальчика весь мир состоял всего лишь из одной девочки! Вы только подумайте, ему больше ничего не нужно в мире вообще, только эта девочка-женщина-мама. Она вмещает в себя весь его детский мир. Помню, я тогда подумала, как же повезет той девушке, которая станет его женой, или приемной маме, которая сможет его принять, как своего. И как он будет ее любить!    


 Как вы отмечаете Рождество в семье? Что-то специально для сына придумываете?

 

– Празднование Рождества и Нового года для меня происходит не 7 и не 31, а в ночь с 24 на 25 декабря. Не потому что я католичка (я к этой вере отношусь уважительно, но и только), а потому что это реальный Праздник Изменения, Перехода, Волшебства. Именно в этот день солнце поднимается на один градус к востоку, а перед этим три дня стоит недвижимо. И я испытываю душевный трепет перед этим чудом. Я стараюсь максимально освободить этот день и посвятить его семье. Мы можем наряжать елку, дарить подарки, готовить новые изысканные блюда. Главное – мы должны удивить друг друга. И здесь все ресурсы хороши.


Нужна ли взрослым людям сказка? В житейской суете жительницы мегаполиса ей есть место?

 

– Мне сказка просто необходима. Я уже давно в сложные моменты своей жизни спасаюсь просмотром прекрасных фильмов, которые принято называть «женскими». После «Амели» засыпаешь так сладко, что снятся только радужные сны, и ты с легким сердцем встречаешь звонок будильника. А после «Реальной любви» тебе кажется, что она действительно повсюду, и везде тебе мерещится Хью Грант. Разве это не прекрасно?

 

Науму пять с половиной лет. А он верит в чудеса?

 

– Верит! Говорю это с гордостью. Детство на то и дано человеку. Мы ходили недавно на «Рождественскую историю» Земекиса, снятую по рассказу моего обожаемого Диккенса. Там в самом начале фильма есть эпизод, когда Скрудж подходит к дверям своего дома и хочет взяться за кольцо замка, и вдруг замок превращается в голову его умершего компаньона. Даже мне стало страшно. А Наум спрашивает: это Скруджу так показалось или замок был волшебный? Я, испугавшись за сына, сказала: это нам всем так показалось. На что Наум очень серьезно произнес: «Ты не поняла, здесь все – волшебство, мы же в сказке. Только очень страшной». Так что ребенок живет по законам волшебства. После этой, фантастически сделанной, страшной, но очень доброй истории, он понял, что нужно любить людей, с которыми живешь рядом. Иначе будут в Рождество вместо подарков такие вот привидения к тебе приходить.


Какие сказки вы ему читаете?

 

– Я читаю и показываю классику нашего детства: сказки Пушкина, народные сказки, фильмы Норштейна, и мое самое любимое – мультфильмы студии Татарского «Гора самоцветов». А свое пятилетие Наум отметил в Диснейленде. Я сама оказалась в этом парке чудес, уже будучи взрослым человеком, известной актрисой. И он произвел на меня такое впечатление, что в конце дня, глядя со слезами на глазах на салют над башней принцессы, я сказала себе: когда у меня будет ребенок, на его пятилетие я привезу его сюда, как бы я не была занята. Я подарю ему эту реальную сказку. И я выполнила данное себе обещание, на несколько дней прервав съемки.

Под конец дня, проведенного в Диснейленде, Наум так устал, что мне пришлось взять его на руки, хотя я сама едва стояла на ногах. И вот – долгожданный салют. И снова некоторое время я ничего не видела из-за слез. Потом с любопытством стала поглядывать на таких же изможденных взрослых с детьми на плечах, которые стояли рядом. Не было ни одного человека, у которого не повлажнели бы глаза. Я не знаю, как  этим противным американцам удалось вычислить кнопку, после нажатия которой срывает плотину, но в этот момент слезы душат буквально всех. Даже больших циничных усталых западных мужчин. Не говоря уж о сентиментальных русских девушках. В общем, я – за сказку для детей и взрослых на все 1000 процентов!

 

Поговорим о земном. Считается, что дом держится на женщине. А какая вы хозяйка?

 

– Я, как говорят, хорошая хозяйка, когда не занимаюсь профессией и другими своими делами. У меня всегда все на своих местах, я ненавижу беспорядок. Мысли о грязной посуде и не выглаженном белье совсем не способствуют творчеству. Поэтому приходиться делать выбор: либо заниматься домом, либо творить. Я выбрала последнее. И работаю как муравей без сна и отдыха. Салоны красоты мне только снятся. Маникюр и педикюр уже давно сама освоила, массаж и маски заменяет хороший настрой, только вот делать самой себе стрижку еще не научилась, и поэтому раз в месяц посещаю своего любимого парикмахера.


Какое у вас любимое место в доме?

 

- Наверное, моя спальня. Я там могу делать все – и фильмы любимые смотреть, и читать, и мечтать. Да и ванную тоже люблю. Я – Рыба, поэтому люблю поплескаться, полежать в пене, на себя посмотреть – я люблю в ванной зеркала. Да и кухню, где готовлю завтрак, люблю. Это вообще магическое место, весь день грядущий – у подножия, что загадаешь, то и будет. Получается, у меня все места в доме любимые. Это, наверное, как с друзьями или детьми: каждого любишь по-своему.

 

А готовить нравится?

 

– Нужен повод. Например, готовлю, если приглашаю кого-то в гости. Тогда могу и сама поколдовать. Вообще-то готовить я очень люблю, и рецепты обычно изобретаю сама по настроению. Получается, правда, не так быстро, как хотелось бы, но кайф от самого процесса ловлю огромный.

 

Правда, что вы со своей мамой общаетесь с помощью записочек?

 

– Да, представляете, до сих пор я получаю эти записочки! И дороже их нет в моей жизни писем. Дело в том, что я сова. И прихожу часто поздно, и встать рано для меня – стихийное бедствие. А мама – стопроцентный жаворонок. Поговорить, обсудить что-то нам вместе и без ущерба для здоровья просто невозможно. Или нужно ждать выходных. И вот мама изобрела такой способ общения: она просто оставляет мне записочки. В них она говорит о том, что у нее наболело. Например, что нужно себя беречь, что женщина – не ломовая лошадь, а прекрасное создание, что она верит в меня и очень любит. Много всего в них. И я их храню. Из них я понимаю, чем я могу порадовать маму, чего ей хочется в настоящий момент, да все на свете. Получается такая летопись наших отношений. Я редко пишу в ответ. Мне проще сделать. То в ресторан ее приглашу, то подарочек неожиданный преподнесу. Из записочек я узнаю и о Науме (у нас по-прежнему нет няни, и мама везде его сопровождает), например,  о том, что  воспитатель в детском саду был им недоволен, или о том, какую жуткую фразу сын выцепил на детской площадке. Я читаю записки, пока еду в машине, и обдумываю, как ту или иную ситуацию изменить.


Оля, а дизайном квартиры вы занимаетесь? Какого цвета стены в гостиной, а в комнате сына?  

 

– Я очень внимательна к окружению: все в обстановке должно гармонизировать и умиротворять. Люблю светлые тона, в них мне комфортно. Для своей спальни я предпочла лавандовые, для детской – солнечные, для гостиной – активные гранатовые. Кухня – песок с жемчугом. Я люблю красивую мебель, тоже светлую, чтобы витражи были в квартире, чтобы огромные уютные шторы, мягкие диваны, вольтеровские кресла, в которых можно зарыться. А ванные помещения обязательно должны быть с люстрами. Настоящими, хрустальными, и без оттенка красного, который возбуждает. Это же – релакс. Я очень не люблю оказываться в гостиницах с красными и розовыми ванными, это же не бордель. В ванной хочется смыть с себя все напряжения и выйти оттуда спокойной и ласковой. Как видите, я хорошо представляю себе пространство, где мне уютно. Была бы возможность это создавать! Но, я считаю, что прежде всего уют в доме создают хорошее настроение и самочувствие домочадцев. Я в своей жизни жила в разных помещениях, и в маленькой комнатке в общаге, и в съемных квартирах. Когда есть любовь и гармония - и серые стены кажутся радугой.

 

ТЕКСТ_ЕЛЕНА ДЕНИСОВА

 

Публикация из журнала «Крестьянка» www.krestyanka.ru