Мама Ума


03 февраля 2010   //   Статьи

Текст: ОЛЬГА КАМИНКА

 

Пока Тарантино занят сочинительством третьего «Убить Билла», Турман сидит дома и исполняет материнский долг. Ходят сплетни, что даже резкий разрыв помолвки с миллиардером Арпадом Бюссоном (финансистом и бывшим мужем Эль Макферсон) произошел из-за этого. Жених живет в Лондоне, недалеко от бывшей жены и двух собственных детей. Турман – в Лос-Анджелесе и никогда не переедет в Великобританию, поскольку ( признание было сделано для The Daily Mail ) ее дети "нуждаются во внимании их отца Итана Хоука, а он живет в Лос-Анджелесе, так что о переезде не может быть и речи».

 

Получается, Турман - настоящая мамочка. И, кажется, отлично знает, что такое ковер ручной работы, на котором кто-то описался. И что такое сеанс совметсной лепки вместо светского раута, тоже знает. Или наоборот: что такое светский раут вместо пластилина и ноющая совесть. 

 

При этом никто не отменял ее мировую славу. Обнаженная красотка в "Мюнхгаузене", драматическая актриса в "Генри и Джун", холодная икона стиля в "Гаттаке". Ядовитый Плющ и глупая Сесиль. Во всех без исключения ролях она внутренне трагикомична и возвышено иронична – отсюда успех комедий с ее участием, которые снимали Гас ван Сант, Вуди Ален и Тарантино, режиссеры, способные огранить этот алмаз. "Странная звезда", слишком красивая, чтобы иметь мозги и в то же время слишком умная, чтобы быть красоткой, по точному определению одного критика. Мечта интеллектуала. При этом – настоящая, заботливая мать.

 

В «Убить Билла» в исполнении Умы Турман зрителю была представлена мамаша нового поколения, успевающая к косметологу в перерывах между родами и комой. Теперь вот выходит «Материнство», где Турман сыграла еще одну маму. Женщину, ради детей отказавшуюся от писательской карьеры. Еще любящую угарный рок, но слышащую на улице в свой адрес исключительно «мэм». Женщину, одуревшую от домашних дел и завидующую мужу потому, что тот «хоть на работе может разговаривать с нормальными взрослыми людьми». Не удивительно, что фильма "Материнство" ждали. Его придумали как будто для нас – для меня, например, и сотен тысяч таких же, как я, матерей. Тех, что узнав о съемках, хором сказали: «Пожалуйста, Господи! Пусть мать – этот скучнейший персонаж, - приобретет в исполнении Турман новую глубину! Ведь мы-то не понаслышке знаем, как тяжело совмещать работу, творчество и материнство: вернее, как это невозможно. Мы знаем, как женщины со сложной внутренней организацией разрываются в этих ежедневных перевоплощениях. Мы хотим видеть ролевую модель. Хотим верить ей".

 

Говорят, что Турман очень хотела получить эту роль. Считала ее многоплановой и многообещающей. «Сценарий «Материнства» – одна из моих самых любимых историй, – говорила она в интервью, – одновременно комедия и драма, нечто в стиле Вуди Аллена или Майка Ли».

 

Если бы мать-героиню Элизу Уэлш сыграла Мила Йовович, украинские корни актрисы задали бы фильму совсем другую тональность: даже в «Ультрафиолете» она спасает мальчика-мутанта с какой-то материнской истовостью. Анжелина Джоли и вовсе набила материнством оскомину. Конкурировать с Умой на почве «самого нестандартного материнского образа» могла бы, пожалуй, лишь Тильда Суинтон – у ее героинь, впрочем, плоховато с самоиронией. Фильму все предвещало успех: и бойкий сценарий, и Кэтрин Дайкман, женщина-режиссер, на собственном опыте узнавшая, как выглядит феминизм с человеческим лицом – в очках и с прилипшей ко лбу челкой. Пугало лишь слово «комедия» – что, впрочем, нивелировалось наличием Турман и предвещало острые шутки. Увы: все оказалось сладким. Обернулось слезливой мелодрамой с голливудским хэппи-эндом и смазанной кульминацией. Вуди Аллен, возможно, смог бы сделать смешно; Тарантино тоже справился бы, добавив героя с немотивированно агрессивным поведением. Дайкман же сняла кино, где общий драматизм оказался как-то стыдливо прикрыт юмором – будто постеснялась высказаться по-честному.

 

Турман утрировано пыхтит из-за тяжелых сумок. Задумчиво грызет пальчик перед ноутбуком, сочиняя тексты для конкурса блоггерш. Неуклюже, по-интеллигентски хамит на улице. Неубедительно психует из-за неубранных мужниных носков. Ненатуральность материнского образа, возможно, обусловлена отсутствием «родительских» проблем в реальной жизни, и как следствие – неумением воплотить их на экране: такое впечатление, что Турман только на площадке узнала о том, что матери иногда сами забирают детей из детского сада, – как говорится, «вручную». Что сумки иногда падают, а дети кричат. «Красивая женщина рассказывает анекдот» – вот, что получилось у Умы-мамы в итоге. «Я очень разочарован» – как однажды сказал мой четырехлетний сын, когда его не забрали вовремя из детского сада. Случилось это, кажется, как раз из-за того, что я впопыхах дописывала очередную статью, ругаясь на разбросанные мужнины носки ... Как жаль – авторы «Материнства» пообещали мне кино о моей жизни, а выяснилось, что они ничего ней не знают. Материнство по-прежнему остается нераскрытой темой в кинематографе, – чего, впрочем, не скажешь о жизни самой Турман. 

 

«Воспитание детей – не спринтерский забег, а марафон", – повторяет 39-летняя актриса. И рассказывает о том, как в ее жизнь пришли бессонницы – еще 11 лет назад, когда она была беременной первой дочерью, Майей Рэй ( младшему, Левану Рэю – семь с половиной ). «А ведь я была чемпионом по сну, – вспоминает она, – могла спать тринадцать часов, просыпаться, и снова засыпать. Я могла бы выиграть олимпийские игры по сну. Теперь это навсегда в прошлом». 

В 2010-м выйдут четыре фильма с ее участием: в том числе экранизация «Милого друга» Мопассана Деклана Донеллана, с Робертом Паттинссоном и Кристин Скотт-Томас и драма Уила Рэя «Девочка-солдат» о воющих детях, ради которой она отказывается от фильма Vengeance: the love story (и ее заменяют Марией Белло). Впрочем, основной мотив Умы Турман при выборе ролей – отнюдь не сценарий. «Когда мне предлагают работу, первое, о чем я думаю – распорядок жизни моих детей. Стоит ли этот фильм того, чтобы срывать их с места и тащить с собой на съемки? Или бросать на две-три недели? А еще я считаю, что каждая работающая мать – супергероиня». 

Нет, послушайте, она прекрасно все понимает. Она – такая же, как мы с вами. Фильм «Материнство» мог бы стать удачей в случае, если бы снимали не комедию, но реалити-шоу из жизни Умы Турман.

 

 

Публикация из журнала «Домовой» www.domovoy.ru