Ингеборга Дапкунайте для Allure: «Всегда делаю макияж сама!»
В спектакле «Идиот» Театра наций Ингеборга Дапкунайте играет князя Мышкина. Allure выяснил, каково ей в роли мужчины и есть ли на свете абсолютные женщины.
Наряд для своего князя Мышкина она придумала сама. Увидела в костюмерной черный пиджак, надела, потом мужские брюки. Черный котелок. Получился практически Чарли Чаплин, только в белых кроссовках. В спектакле у нее по-цирковому выбеленное лицо и практически нет слов. Ее Мышкин пищит смешно и жалко. Зрители, которые идут на роскошную Ингеборгу, получают клоуна. Такую Дапкунайте никто не видел, и для некоторых потрясение столь сильно, что они покидают спектакль. Не боялась рисковать? «Ну я знала, на что иду, – чуть улыбается Ингеборга. – Режиссер сразу сказал, что он собирается делать это как клоунаду, а не как классический спектакль, где все в старинных платьях...» На роль Мышкина ее предложил Евгений Миронов, худрук Театра наций. К нему пришел режиссер Максим Диденко со своей клоунской затеей, и Миронов говорит: «Пусть Дапкунайте попробует!» Она согласилась почти сразу. Почему нет? Роковых красавиц играла, спецагента играла, медсестру играла, императрицу играла. Даже проститутку играла в «Интердевочке», после чего ее чарующий литовский акцент запомнил весь Советский Союз. Мышкин и клоунада – для нее еще одна интересная актерская задача. На самом деле минут через 15 после начала спектакля забываешь про то, что на сцене Дапкунайте. Она виртуозно владеет «чаплинской» пластикой. Женщина в роли мужчины – это редко получается успешно. Обратных ситуаций полно, включая шедевры вроде «Тутси», «В джазе только девушки» и наш «Здравствуйте, я ваша тетя!». А про фильмы «Сильвия Скарлетт» или «Йентл» вы слышали? Вряд ли. Хотя в первом мужчину сыграла Кэтрин Хепберн, а во втором – Барбра Стрейзанд. И что интересно: если мужчина в роли женщины – всегда комедия, то когда наоборот – это драма. Вспоминается лишь одно исключение – наша же «Гусарская баллада». Вообще это тема для целой диссертации по психологии искусства – почему женщина в мужской роли не смешит, а заставляет сострадать. Или вот близкие театральные примеры, кроме того же «Идиота». В «Современнике» Марина Неелова играет гоголевского Акакия Акакиевича, а в Театре Маяковского пять молодых актрис – все мужские роли шиллеровских «Разбойников». Опять же – ничего смешного. Ингеборга говорит, что могла бы сыграть и «серьезную» мужскую роль в кино, но не ради того, чтобы всех потрясти еще одной гранью таланта. Если ей будет интересен сценарий и понятен герой/героиня.
«Ингеборга, а сугубо мужские черты у вас есть?» – «Я не знаю, что такое сугубо мужские черты...» – «Ну, скажем, жесткость?» – «Я знаю очень много жестких женщин. И потом, в человеке вычленить одну черту невозможно: одного мы назовем жадным, а другого – бережливым, это все нюансы. Человек все же очень сложная конструкция». – «Ну хорошо! Но вот про некоторых дам говорят: она абсолютная женщина!» – «Про кого, например?» – «Например, про Ренату Литвинову». Тут Ингеборга демонстрирует свою фирменную улыбку: «Знаете, я работала с Ренатой как режиссером. И она замечательный, требовательный, очень организованный режиссер. Поэтому вешать на нее какой-то ярлык я бы не рисковала. Я считаю, что человек определяется по способностям, а не по полу». Если вкратце пытаться передать философию Дапкунайте, то сейчас эпоха слияния, синтеза – мужского и женского. Что выражается в одежде и даже уходе за собой. «Пока мужчины еще платья не носят, – говорит она. – Но если вы сравните, как мужчины одевались хотя бы десять лет назад и сейчас, особенно молодые люди, – они куда больше экспериментируют с внешним видом. Раньше казалось, что мужчине намазаться кремом – это ой-ой-ой, ты уже не мужчина! А сейчас это в порядке вещей. Помню, много лет назад, в Лондоне, я с удивлением спросила коллегу: «Ты мажешься кремом?» Он ответил: «А чем так сильно моя кожа отличается от твоей?» И он был абсолютно прав». Ингеборга говорит, что уже не разделяет ароматы на мужские и женские. «Hermès, например, делает такие, что не разберешься – кому они? Всем! Мои любимые Vetiver или Samarkande – унисекс». «Послушайте, но у женщины есть своя магия. Особенно у красивой, как вы. Вы можете манипулировать мужчинами? Включить мгновенно все очарование, если вам чего-то хочется прямо сейчас. Скажем, букет фиалок...» – «Я вам честно скажу: я могу себе сама организовать букет фиалок». – «Так хочется, чтобы другой организовал!» – «Тогда это должно быть неожиданно. Мы не должны о них просить. В этом и ценность фиалок». – «Ладно, фиалки – это мелко. А бриллиантовое колье?» – «Меня не интересуют бриллиантовые колье». И ставит точку своей улыбкой – которая вроде та же, но есть нюансы, как говорит сама Ингеборга.
Анонсы глянцевых журналов
-
25 августа 2021 Tatler, сентябрь 2021. Номер с двумя обложками: Настя ИВЛЕЕВА \ ЭЛДЖЕЙ
-
25 августа 2021 GQ, сентябрь 2021
-
25 августа 2021 Glamour, сентябрь 2021. Обложка: Ляйсан УТЯШЕВА
-
25 августа 2021 AD, сентябрь 2021
-
22 декабря 2020 Vogue, январь 2021
Обзоры глянцевых журналов
-
18 марта 2013 Vogue Украина – обзор первого номера
-
18 октября 2012 «Мне нравится» SNC
-
04 мая 2012 Tatler в мае
-
08 февраля 2012 Дорогой Jamie Oliver
-
05 марта 2011 Наконец-то Max