Сальто-мортале длиною в жизнь


04 июня 2013   //   Статьи

48 лет в моде. Рассказывая в очередной раз про Бетси Джонсон, американский Vogue, обнародовал формулу ее творческого долголетия: Бетси «одной из первых вскочила на подножку поезда уличной моды, и в этой области всегда будет на голову выше других».

Это сегодня, глядя на показы со всех недель моды, мы удивляемся, что почти все они ориентированы на молодежь. Но в 60-е, все было иначе: подиумная мода была благочинной, пресной и нафталиновой, но модные Дома в упор не замечали, что мир меняется и они теряют будущее поколение своих потребителей. Обрати они внимание на то, что молодежь повально увлекалась рок-н-роллом, прояви они больше гибкости, возможно, что через 20 лет им не пришлось бы тратить миллионы на возрождение интереса к своим линиям. Ну, что было, того не вернуть. Но в 60-х все повернулось самым неожиданным образом. Не находя в официальной моде желаемого, молодые стали придумывать фасоны сами, пока однажды все это не выросло в нечто цельное с определением «уличная мода». Пропасть между традиционной модой и уличной однажды попробовал преодолеть Ив Сен-Лоран в своей коллекции «Битники». Чопорные модные журналы хором подвергли Лорана обструкции. Зря. Поступи они иначе, возможно, Париж сумел бы сохранить за собой первенство в моде. Теперь уже не узнать. А между тем в экстравагантном Лондоне появилась Мэри Куант, и с ее подачи уличная мода начала восхождение. Лондон в одночасье превратился в столицу моды. Пуританская Америка в тот период все еще выглядела модными задворками.

Экспериментировать с нарядами Бетси начала с юности. Однажды отбелила кеды, высушила их в духовке, и вынула оттуда нечто потрясающее и хрустящее. Её любовь к моде перевесила любовь к танцам и в 1961 году мисс Джонсон окончила бруклинский институт Пратта, став дипломированным дизайнером. Потом с отличием закончила один из старейших американских университетов – Сиракузский. И вскоре нашла работу в журнале Mademoiselle, который рассказывал молоденьким женщинам о моде, стиле и правильном образе жизни. По редакционным делам Джонсон отправилась в Лондон. В тот период Англия находилась под влиянием Beatles, а на Carnaby Street можно купить нечто немыслимое – брюки клеш и короткие трикотажные топы, а еще…и… Оооо! «Я неделю каждую ночь танцевала в клубах, спала там же урывками на маленьких матрасах», – вспоминала Бетси. Набравшись впечатлений, она решила стать американской Мэри Куант.

Вернувшись в Нью-Йорк, она немедленно создала собственную коллекцию одежды, которая продавалась в бутике Paraphernalia. Яркие платья, пиджаки и брюки в полоску, мотоциклетные куртки и крошечные мини-юбки от Бетси Джонсон пришлись по вкусу молодым. «60-е годы выглядели как наступившее суперсовременное будущее, – вспоминает Джонсон. – Неон, концептуальные пластмассы, фольга, изощренные фабричные технологии. Высадка на Луну, изобретение колгот и тому подобные вещи. Это был самый легкомысленный период, но одновременно это было началом нынешней эпохи. Все думают, ооо, шестидесятые, вы тусовались все время. Нет, я работала с 9 утра до 9 вечера каждый день». Несмотря на то, одежда Джонс была эпатажной, в ее моделях были замечены Бриджит Бардо, Твигги и сама Жаклин Кеннеди.

В начале 70-х годов молодые женщины обнаружили в магазинах готовой одежды Alley Cat серебристые космические костюмы и «шумящие платья», платья с заниженной талией и пачкой, как у балерины, вычурные свитера с вышивкой… Джонсон одна из первых использовала авангардные тогда материалы – винил, люрекс и сетку. Все выглядело слишком блестяще и революционно для человека, который самокритично считает, что у него «никогда не было ни одной блестящей идеи». Совет производителей американских тканей с ней тоже не согласен: Джонсон дважды получала его высшую награду Tommy Award – в 1971 и в 1990 годах.

Дела у Джонсон шли хорошо, в 69-м вместе с партнером Шанталем Беконом она начала открывать собственные бутики – Betsey Bunky&Nin. Кстати, первые деньги Бетси заработала, придумав концепцию рекламы: «В Лонг-Айленд-Сити меня попросили сделать рекламу для аспирина Bayer - за $ 10 000. Я ответила: «Нет, я не могу». А потом подумала: «Всю свою жизнь я принимаю аспирин Bayer. Будь шлюхой. Поднимай свою задницу и бери такси. В итоге, мне пришлось сделать 100 вариантов». Родители заставили отложить эти деньги, но однажды ночью в баре в Канзас-Сити она столкнулась с парнем с Уолл-стрит, который уговорил ее вложить их «в дело». «Я выписала чек и забыла об этом, потому что ненавижу фондовые рынки. А 8 лет спустя моя тетя Элси говорит, что акции Dynatech, которые я тогда купила, проходят через максимум. Ух ты, подумала я». Продав акции, Бетси внесла свою долю в открытие собственных магазинов, с чего и началась «взрослая» история дизайнера Бетси Джонсон.

Личная жизнь Бетси тоже не стояла на месте. Брак с басистом Velvet Underground Джоном Кейлом закончился через 3 года, но вскоре Бетси познакомилась с неким скульптором, их связь продлилась несколько лет. В тот период на свет появилась ее дочь Лулу, которая однажды станет ее лучшей моделью и партнером по бизнесу.

80-е проходили под завораживающее «диско». Было где разгуляться даме с сумасшедшинкой. Дискотечные мотивы: джинсы, ультра яркие платья, блестящие топы, короткие и вызывающие юбки. Джонсон будто попала в свою стихию. Логично предположить, что слава «королевы моды в стиле диско» должна была пойти на убыль в следующем десятилетии. Ничего подобного не случилось. «Правда в том, что мода на самом деле не так уж сильно меняется. Я до сих пор делаю то же самое, что делала прежде», – говорит Бетси. Ну, доля правды в этом есть. В том смысле, что Джонсон на самом деле выпускает разные вариации одной и той же идеи. Но в чем Бетси всегда была провидцем – это в том, какой силуэт будет в моде. Как человек, который возвел уличную моду на пьедестал, она слышит музыку улиц: рейв, гранж, готика – и снова Джонсон в авангарде. В моду еще только входит babydoll, а Джонсон уже готова надеть на всех и каждого платье с короткой пышной юбкой. «Маленький верх, большой низ, – вот моя форма. И я думаю, такая форма характерна для большинства женщин». Да-да-да! Каждый раз она одевает не только молодых, но и помещает себя саму в меняющуюся молодежную моду. К началу 90-х наряды от Бетси Джонсон стоили не больше 150$ и продавались в модных универмагах, не считая ее собственных 20-ти бутиков. В 1991 году она основала более дорогую линию Luxe, напоминающую о танцевальном прошлом. В 1992 году Джонсон появилась линия купальных костюмов, где бюстгальтеры были с эффектом пуш-ап, а бикини с оборочками. Вскоре она создает линию яркой обуви. В 1993 году Бетси Джонсон выпускает коллекция мужской одежды, и собственный парфюм, в 1996 выходит новая линия Ultra, со сложным дизайном, дорогими тканями и внушительной ценой.

В 1999 году Бетси была удостоена престижнейшей награды – CFDA Awards, организаторы премии отметили огромный вклад Бетси Джонсон в развитие индустрии моды. В том же году у Бетси обнаружили рак молочной железы. В то тяжелое время дочь Лулу стала ее опорой, подругой и спасательным кругом. Когда опасность осталась позади, Бетси посчитала для себя невозможным расстаться с этой темой: она всегда соглашается говорить о раке груди и делает все, чтобы повысить осведомленность окружающих: «Рак – это глобальная проблема и мы все должны взяться за него, делать что можем, чтобы способствовать излечению». И, конечно, Бетси член известного во всем мире движения «Розовая ленточка». Болезнь не смогла не изменить Бетси: «Рак изменил мой взгляд на жизнь, и точка. Я решила, что пришло время, чтобы быть счастливой, чтобы искать дополнительные, положительные моменты. Я хотела продолжить счастливую жизнь, наполненную материнскими и бабушкиными заботами. Меня вдохновляет жизнь, любовь и стремление к счастью. Ну и конечно, я всегда хотела, чтобы моя одежда помогала девушке прекрасно себя чувствовать при любых обстоятельствах».

Итак, жизнь продолжалась. Бетси выпускала линии и коллекции и расширялась-расширялась… В 2007 бренд открыл множество новых магазинов, а в следующем году экономика рухнула. И 2008 финансовый года компания закрыла в шокирующем минусе – $ 48 млн долларов. «Мы попались на пятилетние прогнозы, – говорит Джонсон. – А может быть, все началось, когда магазины начали сбивать цену на мои выпускные платья. И вместо 250 долларов продавали их за 49». Но с помощью кредитов они выстояли и продолжили экспансию. В 2011 году Бетси и ее неизменный партнер Шанталь Бекон продали часть компании Стиву Маддену, которого Бетси охарактеризовала, как «вундеркинда». Но в апреле 2012 года, безнадежно увязнув в миллионных долгах, дизайнер все же объявила о банкротстве. Банкротство сопровождалось закрытием 63 магазинов и увольнением 350 работников. В комментариях Стив Мадден намекал на манию величия: «У них была мания строительства огромной компании, – сказал он. – Они заняли кучу денег, у них было слишком много магазинов со слишком высокой арендной платой». На прощанье Бетси заказала всем сотрудникам шампанское и кексы, сказала им огромное и искреннее спасибо и все решили, что теперь-то 70-летняя дама остановится. Она тоже знала, что может все оставить, но решила:  «Я должна продолжать работать. Я люблю то, что делаю». И тут же начала готовить свое возвращение.

На что она надеялась? На себя. А еще: «Может быть, к работе в компании вернется моя дочь и снова станет частью бренда. Она работала со мной 10 лет, а потом ушла в мир хобби и детей. Теперь она хочет вернуться. Она была лучшей частью моих шоу, мне было безумно приятно видеть ее на подиуме. Она была моей вечной музой, я всегда гордилась ею». В скором времени Джонсон и ее 37-летняя дочь Лулу - владелица бренда Lulu Johnson, стали героинями собственного реалити-шоу Betsey + Lulu. Само по себе интересно, ведь никто не может рассказать про моду столько, сколько Бетси. Ну а попутно узнать, что цифровой мир не возбуждает Бетси. «Я могу прочитать и набрать текст. Сегодня я узнала, как разместить снимок и добавить к нему несколько слов. Но вообще я антимагнитная. И знаете, я счастлива, что не могу присоединиться к этому миру, и никогда не смогу. Я действительно пробовала. Я слышала, что Марк Джейкобс точно такой же. Но, в самом деле, за 30 секунд ожидания, которые необходимы, чтобы войти в систему, я могу думать о многих других вещах».

Но за всеми эти разговорами, Джонсон не забывала о деле. Она создала совершенно новую линию бюджетной одежды и аксессуаров стоимостью от 99 до 249 долларов.

Возвращение было намечено на сентябрьскую New York Fashion Week. Это событие взбудоражило блоггеров и модную прессу. Комментарий Бетси был неожиданным: «На этот раз речь идет о моей репутации, и значит, что показ должен быть лучше, чем предыдущий. Но не каждое платье в этой коллекции достойно подиума. Однако моя лицензия стоит денег, и их надо отрабатывать. Сегодня я лишь творческий консультант для моего бренда, теперь я не принимаю решения по поводу каждого платья. И все же… я не выхожу на арену, если не уверена, что уйду с нее живой. Пусть эта коллекция не очень достойна подиума, но будут и другие шоу». И, тем не менее, критики восприняли коллекцию весна-лето 2013 благосклонно, все-таки не напрасно на Аллее моды в Нью-Йорке установлена доска в честь легендарной Betsey Johnson. И судя по тому, что Бетси презентовала для ближайшей осени, мы будем еще долго радоваться ее находкам. Довольна ли она сама? Еще как!

А знаете, что еще делает ее счастливой? «В моей работе я прошла огонь и воду и медные трубы, и продолжаю любить то, что делаю. Но сейчас я счастлива, когда нахожусь с любимым человеком и я счастлива, что живу в том же доме, что и мои внучки. Лучшее время дня – 7:30 утра, когда я бегу вниз, чтобы увидеть их. И… никогда больше не задавайте бабушкам этот вопрос. Они всегда будут говорить о внуках».

Текст Елена Негрескул

Статья опубликована в журнале Hair's How