Премьера на канале «Культура»: «Атомная бомба для русского царя. Владимир Вернадский»


22 ноября 2013   //   Культура

  Могла ли атомная бомба появиться в Императорской России? Сегодня это вопрос риторический. Однако можно бесспорно утверждать, что предпосылки для её создания были заложены в самом начале ХХ века, благодаря удивительному научному предвидению и потрясающим организаторским способностям академика Императорской академии наук, а позднее лауреата Сталинской премии Владимира Ивановича Вернадского, «Ломоносова XX века».

Еще в 1908 году Вернадский предположил, что из факта радиоактивности, дающего тепло в природных условиях, рано или поздно можно извлечь практические дивиденды. А при правильно направленных усилиях могут открыться и новые мощные источники энергии. В те годы в России радиоактивностью уже занимался ряд ученых, но именно Владимир Вернадский пытался придать теме радия государственное значение. Академик Вернадский хотел видеть Россию государством, прочно стоящем на фундаменте передовых научных достижений. Он сам был инициатором, организатором и руководителем многих новых научных проектов и учреждений. Но решение многих задач требовало создание не только авторитетного научного коллектива, но и крупных финансовых вложений. К сожалению, у России денег на это не оказалось….

Осенью 1910 года в Академии наук с подачи Вернадского образовалась радиевая комиссия, в которую также вошли академики Бекетов, Карпинский, Чернышев, князь Голицын. Уже через пару месяцев на торжественном ежегодном заседании Академии наук Вернадский зачитал программный доклад «Задачи дня в области радия». Речь шла о настоящем переломе в сознании человечества: «Благодаря открытию явления радиоактивности мы узнали новый источник энергии. Мы, дети ХIХ века, свыклись с силой пара и электричества. Мы знаем, как они изменили всю социальную структуру человеческих обществ. А теперь перед нами открываются в явлениях радиоактивности источники атомной энергии в миллионы раз превышающие все те источники сил, какие рисовались человеческому воображению».

Летом 1911 года на деньги частного капитала снаряжается первая радиевая экспедиция на Урал, в Закавказье и Среднюю Азию, создается первая радиохимическая лаборатория. Ученые пишут записку Императору Николаю II о необходимости создания исследовательского Ломоносовского Института: «Русские ученые вынуждены делать не то, что им по силам, а то немногое, что им по средствам или искать применение своим знаниям в заграничных научных учреждениях. Такая великая страна как Россия не может и не должна остаться чуждой тому напряженному соревнованию, которое на этом поприще проявляют народы Западной Европы и страны за океаном. В Германии во главе движения стоит император Вильгельм, создавший для этого фонд в несколько миллионов марок». Император пообещал взять институт под свое покровительство, но денег на его строительство так и не выделили.

После многочисленных обсуждений, согласований и одобрений в 1914 году императором Николаем II был утвержден закон «об отпуске Академии наук из средств государственного казначейства 169 тысяч 500 рублей на снаряжение экспедиций для исследования в России месторождений радиоактивных минералов». В конце 1921 года был получен первый русский радий. В 1922 году в Петрограде создается самостоятельное научное учреждение – Радиевый институт во главе с Вернадским, основная стратегическая задача которого – овладение атомной энергией. Можно начинать серьезные исследования! Но средства опять не найдены…

Дело удалось двинуть с мертвой точки лишь в 1940 году, только после того, как на практике западные ученые начали осуществлять предсказание, сделанное Вернадским интуитивно более 30 лет назад. 12 июня 1940 года «урановая тройка» во главе с Вернадским в специальной записке в Совнарком написала: «Мы считаем, что уже сейчас назрело время, чтобы правительство, учитывая важность вопроса о внутриатомной энергии, приняло ряд мер, которые бы обеспечили Советскому Союзу возможность не отстать в разрешении этой важнейшей задачи от зарубежных стран. Предлагаем срочно создать государственный фонд урана, выделить средства и приступить к выработке методов разделения изотопов урана, форсировать работы по проектированию сверхмощного циклотрона в физическом институте». Но Владимир Вернадский, конечно, понимал, атомную гонку России уже не выиграть…