Концерт Российского Рогового оркестра в Московской филармонии
Концерт Российского Рогового Оркестра
Концертный зал «Оркестрион» Московской филармонии
6, 7 декабря 2013 года
Возрождение утраченного искусства роговых оркестров в Московской филармонии
Два с половиной века назад во время правления императрицы Елизаветы I гофмаршал Семен Кириллович Нарышкин пожелал улучшить звучание грубых охотничьих труб. Кто бы мог тогда подумать, что это его желание станет толчком для появления совершенно нового, удивительного вида искусства, которое одни станут называть «русским чудом», а другие — «живым органом».
Охотничий рог может издавать только одну ноту. Ее высота зависит от размеров инструмента, которые варьируются в диапазоне от шести сантиметров до трех метров. На тембр звука влияет особенность изготовления рога и способности каждого музыканта. В переплетении «голосов» целого оркестра рождается музыка.
Необычная музыкальная забава стала популярной при дворе. Вслед за Императрицей моду на роговые оркестры быстро подхватили приближенные. Вскоре роговые оркестры зазвучали во многих дворцах, начали конкурировать между собой, и искусство стало стремительно развиваться.
Существует легенда, что капельмейстером рогового оркестра Потемкина чуть было не стал сам Моцарт, — тогда ему уже назначили жалование и сделали паспорт, однако осуществлению этих планов помешала смерть светлейшего князя.
Более ста лет государственные церемонии, коронации, придворные балы и народные гуляния проходили с участием роговых оркестров, но отмена крепостного права и бурное «вторжение» инструментов симфонического оркестра потеснили уникальный российский жанр. В последний раз Императорский Роговой Хор прозвучал на коронации Николая II. Возродить этот вид искусства пытались на протяжении полутора веков, однако традиции исполнения роговой музыки и секреты создания инструментов были утеряны. В Большой Советской Энциклопедии жанр описан как безвозвратно забытый.
Однако в 2006 году под руководством дирижера Сергея Поляничко был создан уникальный коллектив Российского Рогового Оркестра, в котором играют выпускники Санкт-Петербургской консерватории. Коллекция из 96 неповторимых по звучанию роговых инструментов изготовлена талантливым петербургским мастером Владимиром Головешко. Он взял за основу охотничьи рога 1883 года, которые звучали на коронации
Александра III, но секрет сплава и метод обжига инструментов остается тайной мастера.
Возрождая утраченный русский жанр, руководитель оркестра Сергей Поляничко проводил эксперименты по изучению свойств «рогового» звука. Сегодня научно доказано, что влияние вибрации звука роговых инструментов на человеческий организм по эффекту не уступает воздействию японских барабанов.
Сегодня Российский Роговой Оркестр собирает концертные залы в Германии, Франции, Испании, Голландии, Италии, Эстонии, Литве, Латвии, Финляндии, Израиле, США, выступает во многих регионах России и везде заслуживает овации.
Чтобы показать все возможности рогового оркестра, в его репертуаре есть не только Ave Maria и популярная классика, но и современный блюз и джаз. Несмотря на плотный гастрольный график и то, что разучивание одного произведения занимает от трех месяцев до года, музыканты постоянно расширяют репертуар.
Создатель и капельмейстер первого рогового оркестра Ян Мареш в свое время мечтал, чтобы оркестр аккомпанировал солистам. Ему удалось обучить крепостных игре на охотничьих рогах, а вот с сольными инструментами все вышло иначе. Мечта осталась мечтой. Спустя более двух веков Российский Роговой Оркестр воплотит мечту Яна Мареша на сцене концертного зала «Оркестрион», где выступит сразу с несколькими солистами. Это и блестящий импровизатор Аркадий Шилклопер (валторна), благодаря которому Оркестр заиграл джаз, известный петербургский тромбонист Вениамин Скрипов и талантливый трубач Кирилл Солдатов, вместе с которыми будут исполнены произведения Баха.
В программу концерта вошли произведения П. И. Чайковского, Дж. Россини, И. С. Баха, Дж. Каччини, Л. Денца, М. Равеля.
6, 7 декабря в 19.00
Концертный зал «Оркестрион» Московской филармонии
Москва, ул. Гарибальди, 19
Анонсы глянцевых журналов
-
25 августа 2021 Tatler, сентябрь 2021. Номер с двумя обложками: Настя ИВЛЕЕВА \ ЭЛДЖЕЙ
-
25 августа 2021 GQ, сентябрь 2021
-
25 августа 2021 Glamour, сентябрь 2021. Обложка: Ляйсан УТЯШЕВА
-
25 августа 2021 AD, сентябрь 2021
-
22 декабря 2020 Vogue, январь 2021
Обзоры глянцевых журналов
-
18 марта 2013 Vogue Украина – обзор первого номера
-
18 октября 2012 «Мне нравится» SNC
-
04 мая 2012 Tatler в мае
-
08 февраля 2012 Дорогой Jamie Oliver
-
05 марта 2011 Наконец-то Max