В Москве завершил свою работу фестиваль NET


06 декабря 2013   //   Культура

Лозунгом смотра европейских театров в 2013 году стало высказывание «От спектакля к перформансу». Это движение театра можно было проследить по представленным на NET спектаклям. Давайте вспомним некоторые из них.


Спектакль «Сцены из супружеской жизни»
Режиссер – Иво ван Хове

Со стороны может показаться, что Йохан и Марьянна – совершенно счастливая пара, но картина образцово-показательной семейной жизни оборачивается иллюзией. Полуправда, хитрость и обман ведут к разрыву отношений. И все равно герои не могут отпустить друг друга. То, что начиналось как катастрофический брак, превращается в поиски безусловной и бескорыстной любви. Иво ван Хове: «Сцены из супружеской жизни» показывают нам, что человек без Бога вынужден полагаться только на себя, что в западной цивилизации – в нашем открытом обществе – он каждую секунду рискует потерять себя».

Спектакль «King size»
Режиссер – Кристоф Марталер

Кристоф Марталлер иронизирует над музыкальной какофонией среднеевропейской повседневности. Яркий, красочный спектакль был создан при участии певицы Торы Аугештад, музыканта Михаэля фон дер Хайде и художника Дури Бишоффа. Команда Кристофа Марталера проводит бесшовную операцию на мозге. Место нашего ночного отдыха идеально прибрано, красиво декорировано в пастельных тонах и оно – кровать размера кинг-сайз – настоящий объект желания. Именно здесь, где высшей степени интимность любовного союза сочетается с абсолютным отсутствием его участников, пребывающих по отдельности в мире сновидений, можно застать моменты трансформации человека в самых безудержных и жестоких ее формах.

Спектакль «Волшебная Флейта»
Постановка: Питер Брук

Питер Брук: «Эта «Волшебная Флейта» будет не такой, какой вы ее себе представляли. Избитые символы и сценические эффекты останутся за бортом, а вместо них на сцене появится вечно юный Моцарт в компании молодых талантливых певцов, не боящихся импровизировать, искать новые формы и новые краски. Это будет легкая и озорная «Флейта», разворачивающаяся в двух шагах от зрителя и позволяющая ему почувствовать всю нежность и все волшебство моцартовского произведения. Опера появится на свет в театре «Буфф дю Нор» и продолжит дело своих старших сестер – опер «Трагедия Кармен» и «Пеллеас: впечатления».

Спектакль «Эффект Сержа»
Режиссер – Филипп Кен

Филипп Кен, основатель собственной студии театральной инновации, представил на фестивале «Новый Европейский Театр» одну из своих самых известных работ «Эффект Сержа». Режиссер работает с абсолютно новой концепцией существования на сцене, создавая ожившие инсталляции, где свет, звук и образы значат ничуть не меньше, а скорее даже больше чем текст, которого намеренно лишили своей основной функции, сделав лишь одной из деталей сценографии. «Всю жизнь одни и те же глупости», – писал Беккет в «Конце игры». В представлении флегматичного персонажа «Эффекта Сержа» серость будней – идеальный материал для творчества. Микро перформансы Сержа проходят у него дома в присутствии горстки друзей и длятся от одной до трех минут. Оружием для борьбы с рутиной становится абсурд.

 

Спектакль «Сцены из супружеской жизни» (© Jan Versweyveld)

 

Спектакль «King Size» (© Simon Hallstrom)

 

Спектакль «Волшебная флейта» (© Alicia Peres)

 

Спектакль «Эффект Сержа» (© Argyroglo)