Выставка «Индия: Драгоценности, покорившие мир» пройдет в Музеях Кремля


11 апреля 2014   //   Культура

Впервые на выставке в Музеях Московского Кремля собрано воедино и представлено около трехсот произведений ювелирного искусства, выполненных лучшими индийскими и европейскими мастерами и находящихся сегодня во многих музейных и частных собраниях Европы, Азии и Америки. Великолепные творения индийских мастеров XVI–XX столетий демонстрируют разнообразие и самобытность ювелирных традиций Индии.

Наиболее яркий след в истории ювелирного искусства оставил изысканный и утонченный стиль, сложившийся в империи Великих Моголов. Важное место на выставке занимают памятники XVI-XVII веков – периода расцвета империи. При этом центром экспозиции являются великолепные украшения XIX – начала ХХ века – свидетельство высочайшего мастерства индийских ювелиров и виртуозного развития ими наследия великой эпохи.

Среди блистательных экспонатов особого внимания заслуживает целый ряд уникальных произведений. Символом власти является роскошный головной убор конца XIX века из собрания Халили в Лондоне, относящийся к редкому типу тюрбанов-корон высших сановников Непала.

Украшенная изумительными эмалями золотая колба кальяна из этого же собрания — уникальное произведение, созданное в придворных мастерских раджпутских правителей Удайпура в XVIII веке. Подлинное сокровище Великих Моголов – представленная на выставке великолепная шпинель с шестью владельческими надписями правителей, известная как «Рубин Тимура» из собрания Аль-Сабаха в Кувейте. Шедевром виртуозной работы индийских ювелиров является уникальное алмазное ожерелье XVII века из коллекции Сергея Фрадкова в Женеве.

Однако в Индии, несмотря на огромное влияние могольского стиля, всегда продолжали существовать и другие великие ювелирные традиции. Ярким образцом одной из них являются чрезвычайно эффектные драгоценности Южной Индии, которые никогда ранее не демонстрировались в России и составляют особый раздел выставки.

Форма и элементы декора южноиндийских произведений глубоко символичны. Наиболее загадочны серьги XIX века в виде абстрактных геометрических форм из собрания музея Барбье-Мюллера, которые носят в растянутой мочке уха. Истинным шедевром ювелирного мастерства является ожерелье-реликварий XIX века из того же собрания. Его массивные золотые детали выполнены в Тамилнаде из листового золота в технике высокорельефной чеканки.

История взаимного влияния Европы и Индии в области ювелирного искусства – еще одна важнейшая тема новой экспозиции. Разработанный в 1920-х годах ведущими европейскими ювелирными домами «индийский» стиль в течение ХХ столетия не раз оказывался в центре внимания лучших дизайнеров, а его популярность в обществе порождала все новые и новые интерпретации.

С начала 1900-х годов индийская тема прочно завладела вниманием французских ювелиров. Законодателем моды в этом новом направлении стал ювелирный дом Cartier. Впоследствии длительные и плодотворные контакты с представителями индийской элиты установили и другие ведущие фирмы, в том числе Chaumet, Mauboussin, Van Cleef & Arpels. Их сотрудничество было очень многоплановым, и это наглядно отражают прекрасные экспонаты выставки.

В Индии грациозный павлин является символом радости, красоты и гордости. Пример европейской интерпретации этого образа – брошь-эгрет из частного собрания в виде изящной птицы с эффектным подвижно закрепленным хвостом, созданная фирмой Mellerio в 1905 году.

Внимание посетителей привлекают яркие произведения, выполненные в стиле tutti frutti, родоначальником которого выступила фирма Cartier. Выразительное колье с резными индийскими рубинами из собрания Siegelson, являющееся квинтэссенцией стиля ар деко, создано ювелирным домом Van Cleef & Arpels в 1929 году.

Роскошные украшения, представленные в экспозиции, сопровождаются эскизами, а также живописными миниатюрами и фотографиями, запечатлевшими индийских правителей различных исторических эпох.

Произведения XXI века представляют новую страницу легендарной ювелирной истории Индии. Ярким воплощением творческого развития ювелирного наследия страны и высочайшего уровня владения сложнейшими техниками и в то же время отражением длительного взаимодействия культур является выразительная группа авторских работ двух великих индийских современных ювелиров — Мунну Касливаля и Вирена Багата. Организаторы выставки глубоко сожалеют о внезапной кончине в 2012 году Мунну Касливаля и посвящают этот проект его памяти.

Выставка, объединившая великолепные произведения, которые были созданы на протяжении пяти столетий, открывает посетителям новые грани ювелирного искусства Индии и Европы и является заметным событием в культурной жизни столицы.

 

12.04.2014 - 27.07.2014

Выставочный зал Успенской звонницы,
Одностолпная палата Патриаршего дворца Московского Кремля

Организаторы:
Музеи Московского Кремля, генеральный партнер – Индийско-российский ювелирный фонд

Участники:
Музей Виктории и Альберта, Британcкий музей и Национальная портретная галерея в Лондоне, Музей Барбье-Мюллер в Женеве, собрание Аль-Сабах в Кувейт, собрание Халили в Лондоне, собрание Фарбер в Женеве, Cartier, Chaumet, Van Cleef & Arpels, Bhagat, Gem Palace, FD Gallery, Siegelson, Amrapali Jewels и другие частные собрания.

 

Тюрбан-корона
Лакхнау, конец ХIХ в. Золото, серебро, алмазы, рубины, изумруды, жемчуг, стекло, эмаль, золотные нити, бархат. Коллекция Халили, Лондон.
 

Ожерелье
Индия, владения Моголов. Алмазы — XVII в.; золотая оправа — конец XVIII – начало XIX в. Коллекция Сергея Фрадкова, Женева.
 

Брошь с зажимом
Лондон, 1935 г. Резной изумруд - конец XVII - начало XVIII в. Платина, бриллианты, изумруд. Британский музей, Лондон.
 

Ожерелье-чокер
Bhagat, Мумбаи, 2012 г. Платина, бриллианты, шпинели, жемчуг. Вирен Багат. Коллекция Bhagat, Мумбаи.
 

Браслет "Tutti frutti"
Van Cleef & Arpels, Париж, 1939 г. Платина, белое золото, бриллианты, сапфиры, рубины, изумруды. Коллекция Van Cleef & Arpels
 

Брошь-эгрет "Павлин"
Mellerio, Париж, около 1905 г. Золото, алмазы, эмаль. Частное собрание.