Параллельные миры. Русское искусство. ХХ век
Литературно-музыкальные композиции Константина Хабенского и Юрия Башмета успели полюбиться публике, неравнодушной к классической музыке и художественному слову. Новая программа дуэта «Параллельные миры. ХХ век» предлагает зрителю дополнить впечатления от музыки великих композиторов и знаменитых поэтов визуальным сопровождением их выдающихся современников - живописцев.
14 мая в Концертном зале им. П.И. Чайковского в рамках Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес» соавторы воплотили масштабный проект «Параллельные миры. ХХ век», посвященный истории искусства начала ХХ столетия, в котором музыка Рахманинова, Стравинского, Прокофьева, Мосолова и поэзия Серебряного века дополнились живописными работами великих художников: Сомова и Коровина, Кандинского и Малевича, Дейнеки и Пластова. Во время концерта их картины в формате 3D проецировались на экран Концертного зала им. П.И.Чайковского.
Идея соединить музыку и текст возникла из случайной импровизации на одном из концертов, а позже вылилась в проект двух художников. Творческий тандем Юрия Башмета и Константина Хабенского возник в 2011 году, когда они создали совместный проект «Калигула». Это позволило каждому из них прозвучать по-новому, открыться для своих поклонников с неожиданной стороны.
В 2012 году на фестивале «Черешневый Лес» проект был удостоен премии Олега Янковского. Художники решили продолжить свои творческие поиски в рамках придуманного ими жанра.
Константин Хабенский:
- При выборе материала мы отталкивались от музыки и живописи. Те семь стихотворений, которые прозвучат сегодня, пришли на ум не сразу, они возникали в программе постепенно. Я не могу сказать, что творческий процесс уже завершен, мы продолжаем импровизировать и работать. Сегодня, например, мы будем пробовать накладывать поэтический текст прямо на музыку. Посмотрим, что из этого получится. Мне чрезвычайно интересно оказаться в этом пространстве, пофантазировать и даже похулиганить.
Юрий Башмет:
- Фестиваль «Черешневый лес» благодаря фантазии и доброжелательному настрою его создателей вдохновил нас на творческий эксперимент. Именно сегодня с картинами, живой музыкой и поэзией в исполнении Константина Хабенского мы попытаемся погрузить слушателей в машину времени. Какое впечатление будут производить произведения на каждого зрителя – это его частное дело, наша задача - разбудить его фантазию. Мы не будем навязывать ему определенные ассоциации, а постараемся передать определенное настроение времени. Я очень рассчитываю на то, что благодаря программе «Параллельные миры» зрители смогут погрузиться в атмосферу прошлого.
Концерт открыла симфоническая поэма «Остров мертвых» - одно из самых мистических произведений Сергея Рахманинова, - написанная под впечатлением от одноименной картины Бёклина. Редко исполняемое произведение исполнил симфонический оркестр «Новая Россия» во главе с дирижером Юрием Башметом. Здесь же, в первой части программы «Параллельные миры» прозвучала и поэзия Серебряного века, дополнением к которой выступила изысканная и идиллическая живопись предреволюционных лет.
Безмятежные дамы в пышных платьях и париках, радуги и фейерверки, поцелуи украдкой в летних парках – живопись самого начала ХХ века не предвещает беды, не замечая, как быстро «Остров любви» (одноименная картина Константина Сомова) превратится в «Остров мертвых» (картина Бёклина, вдохновившая Прокофьева на написание симфонической поэмы).
Промышляя искусством на свете,
Услаждая слепые умы,
Словно малые глупые дети,
Веселимся над пропастью мы
Именно так охарактеризовал с грустной иронией поэт Николай Заболоцкий тот исторический период. Его строки прозвучали в исполнении Константина Хабенского в течение вечера неоднократно.
Следом пронеслись постреволюционные годы. По замыслу авторов в течение вечера слушатели прошли через основные этапы развития русской культуры - от мистицизма и символизма «Острова мертвых», через эстетизм и фольклорность музыки Стравинского и конструктивизм Прокофьева, к авангарду «Завода» Мосолова.
Художественным обрамлением Сюиты № 2 для малого оркестра Игоря Стравинского стали полотна Малевича и Кандинского. Концерт для скрипки с оркестром № 1 Сергея Прокофьева прозвучали под произведения Кустодиева и Коровина. Музыка машин из незавершенного балета «Сталь» Александра Масолова - под индустриально-реалистические полотна Дейнеки и Пименова.
Особое место в насыщенной программе вечера заняло посвящение русской эмиграции, в которой оказалась едва ли не половина авторов, чьи произведения были использованы в музыкально-литературно-художественной композиции. «Русская песня» из оперы «Мавра», которую в этот вечер исполнил Юрий Башмет, солирующий в сопровождении оркестра, стала посвящением русским художникам в изгнании. Визуальным дополнением к виртуозной игре маэстро выступили картины Марка Шагала.
После эмоционального путешествия по истории культуры, которым обернулась насыщенная и многообразная программа вечера, публика долго не отпускала артистов. Юрию Башмету и Константину Хабенскому аплодировали актер Станислав Любшин, актриса Алена Хмельницкая, телеведущая Ирина Слуцкая, телеведущая Дарья Субботина, Наталья Синдеева, Вадим Дымов с супругою Евгенией, Константин Андрикопулос с супругой Ольгой.
Гости фестиваля «Черешневый лес» спешили поделиться эмоциями.
Алена Хмельницкая:
- Я очень рада, что пришла сегодня в Концертный зал им. П.И. Чайковского и получила массу впечатлений! Мне кажется, что программа подобрана великолепно. Великая радость, что мы смогли соприкоснуться с гением Юрия Башмета. Какое счастье, что сегодня он взялся за инструмент! Я с удовольствием открыла для себя замечательного скрипача Никиту Борисоглебского.
Ирина Слуцкая:
- Я уже знакома с постановками Юрия Абрамовича Башмета и Константина Хабенского, не пропускаю их концерты. Сегодня я получила массу впечатлений от прекрасного синтеза классической музыки, живописи и поэзии. Я покидаю Зал Чайковского с яркими эмоциями и впечатлениями.
Наталья Синдеева:
- Признаюсь, я скептически была настроена: музыка, картины, да еще и в 3D, но получилось очень здорово. Все так соответствует музыке, которая сама по себе невероятна в этом исполнении. Она сразу рождает эмоциональный отклик.
Юрий Башмет и Константин Хабенский
Никита Борисоглебский
Юрий Башмет
Екатерина Моисеева и Михаил Куснирович
Вадим и Евгения Дымовы
Константин Андрикопулос и Ольга Цыпкина
Анонсы глянцевых журналов
-
25 августа 2021 Tatler, сентябрь 2021. Номер с двумя обложками: Настя ИВЛЕЕВА \ ЭЛДЖЕЙ
-
25 августа 2021 GQ, сентябрь 2021
-
25 августа 2021 Glamour, сентябрь 2021. Обложка: Ляйсан УТЯШЕВА
-
25 августа 2021 AD, сентябрь 2021
-
22 декабря 2020 Vogue, январь 2021
Обзоры глянцевых журналов
-
18 марта 2013 Vogue Украина – обзор первого номера
-
18 октября 2012 «Мне нравится» SNC
-
04 мая 2012 Tatler в мае
-
08 февраля 2012 Дорогой Jamie Oliver
-
05 марта 2011 Наконец-то Max