Выставка «Образ Востока в русском искусстве первой половины XX века»


18 июня 2014   //   Культура

Этот масштабный проект, включенный в программу Года культуры в России, осуществлен Государственным музейно-выставочным центром «РОСИЗО» и Саратовским государственным художественным музеем им. А. Н. Радищева при участии Государственного музея искусств народов Востока, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Астраханской картинной галереи и московских коллекционеров Таира Таирова, Валерия Дудакова и Марины Кашуро.

В экспозиции представлены живописные и графические работы двух десятков художников от 1910-х до 1940-х годов, а также керамика, игрушки и текстиль народов Средней Азии (включение этих «фольклорных» объектов превращает залы в подобие «тотальной инсталляции»). Выбор Музея им. А. Н. Радищева в качестве места экспонирования неслучаен, ведь в его собрании хранится значительное количество картин, связанных с этой темой, часть из которых была отобрана для данного проекта. Кроме того, именно в Саратове, в Колонном зале Дворянского собрания 27 апреля 1904 года открылась выставка «Алая Роза» - первое групповое выступление русских художников-символистов «второй волны», с которого началась история легендарного объединения «Голубая Роза», навсегда вошедшего в историю отечественного искусства. Организаторы того модернистского демарша, Павел Кузнецов и Петр Уткин, чьи биографии непосредственно связаны с Саратовом, а также участник «Алой Розы» Мартирос Сарьян, стали фактически главными героями нынешнего проекта: их работы открывают экспозицию.

Правда, это более поздние вещи – экзотику Средней Азии «младосимволисты» откроют для себя только лет через пять после скандального саратовского вернисажа, когда мода на восточную тематику станет уже общим местом в европейском искусстве. Но если Матисс или ван Донген искали вдохновения в Тунисе или Марокко, то русские художественные революционеры устремлялись в заволжские татарские степи, скифский Крым и далее на юго-восток. Поэтичные «голуборозовцы» - лишь одна из глав хроники «паломничества в страну Востока» передового отечественного искусства. Основные этапы этого почти полувекового путешествия и пытается восстановить выставка, не претендуя на академическую полноту, зато стремясь подчеркнуть индивидуальность каждого автора, его верность себе и одновременно вольную или невольную отзывчивость на требования времени.

Средняя Азия для русских художников первой половины прошлого века – мифический край, повод для вдохновения, а иногда просто игра воображения. Например, член общества «Бубновый валет» Илья Машков вообще никогда там не был, а его коллега Аристарх Лентулов добрался только до Крыма, что не мешало одному писать пряные восточные натюрморты, а другому – мечети и старые ханские дворцы. Ну а если кто и доезжал до «Самаркандии» (если вспомнить название путевых заметок Кузьмы Петрова–Водкина, еще одного знаменитого героя проекта), то яркий солнечный свет, оплощающий предметы и фигуры, сумасшедшие краски икатов и затейливые орнаменты сюзане, космический силуэт Шах-и-Зинда и каллиграфия Корана никого не оставляли равнодушными. Особенно это заметно в 1920-1930-е годы, когда творческая командировка в Ташкент или Бухару из Москвы с набирающим там силу соцреализмом превращалась в фактическую эмиграцию, однако дававшую возможность жить и творить.

В конце 1920-х Александр Волков, автор знаменитой «Гранатовой чайханы», «самый удивительный художник Узбекистана», как называли его друзья, соединивший радикальный авангард и традиционные формы, создает экспериментальное объединение «Мастера Нового Востока». В начале 30-х – «бригаду Волкова» пополняют примитивист Николай Карахан, фресковой мощью своих полотен напоминающий Диего Риверу, и визионер Урал Тансыкбаев (по легенде, тот, уже в старости ставший главой Союза художников Узбекистана, умер от инфаркта, увидев свои ранние полотна). В 1930-е создает свой «Библейский цикл» уроженец Витебска Рувим Мазель, перенося на туркменскую землю сюжеты Священного
писания. Пародирует картины на «производственную тему», создавая космогонические аллегории, Павел Щеголев. Так рождалось уникальное явление, которое теперь искусствоведы называют «туркестанским авангардом».

Но Средняя Азия была отдушиной не только для авангардистов, но и для традиционалистов, бежавших от плена советского официоза. Нынешняя выставка практически возвращает из небытия тончайшего живописца и графика, представителя «московской школы» Льва Крамаренко и его жену Ирину Жданко. Бытовые зарисовки, сделанные ими во время официальных поездок 1930-х годов и в трагической, стоившей Крамаренко жизни эвакуации в начале 40-х, не претендуют на новаторство, но отличаются тончайшим профессионализмом и свидетельствуют о зоркости глаза. Равно как и работы русского сезанниста Роберта Фалька, также созданные в эвакуации. На нынешней выставке даже соцреалист Семен Чуйков с его «Мальчиком с рыбой» (1924) кажется немецким экспрессионистом.

Восток будоражил, вдохновлял, преображал русское искусство. Его магию и энергию пытались разгадать и зафиксировать отечественные художники. А вслед за ними – нынешняя выставка.
 

 Александр Вилков. Слушают музыку. Начало 1920-х. ГТГ

 Илья Машков. Натюрморт. 1912-1913. СГХМ

 Кузьма Петров-Водкин. Портрет мальчика-узбека. 1921. ГРМ

 Павел Юеньков. Дворик. 1947. ГМВ

Павел Кузнецов. В степи. Мираж. 1911. СГХМ