Театр Алексея Рыбникова представил в Москве рок-оперу «Хоакин Мурьета»


20 июня 2014   //   Культура

Сам Маэстро Рыбников считает, что точнее это событие было бы назвать реинкарнацией: «Не люблю, когда говорят: "новая версия". Реинкарнация – это именно то слово, то есть, возвращение, перерождение того же произведения, но уже в новом мире и в новых условиях».

Режиссер-постановщик и сценограф спектакля – Александр Рыхлов. Хореограф – Жанна Шмакова. В ролях – артисты Театра Алексея Рыбникова.

Два премьерных спектакля прошли с аншлагами. С партиями и образами главных героев блестяще справились Павел Зибров (Хоакин), Александра Акманова (Росита). Нового персонажа рок-оперы – Дьяблеро - ярко представил на сцене Николай Дроздовский. В спектакле все выверено и органично: свет, сценография, костюмы, движение. Но главное, в нем, конечно, музыка. Всеми любимые мелодии, арии звучат по-новому, появились и совсем новые сцены - увертюра и эпилог… «Много было дописано, переосмыслено, переаранжировано, - рассказывает Алексей Львович. Музыка обрела звучание современного рока. Ведь рок тоже изменился - звучание, инструменты, общий градус, что ли. Важна мелодия. Это самая долговечная вещь. Если сочинена хорошая мелодия, она может облечься в современные одежды и начать новую жизнь». На вахтанговской сцене артисты пели в сопровождении инструментальной фонограммы, записанной с участием артистов Театра Алексея Рыбникова братьев Поздняковых (ставших известными всей стране благодаря телепроекту «Голос»). «Мы сейчас не имели возможности давать спектакли с живой рок-группой, для этого нужно большое пространство, тянуть много проводов. Но в дальнейшем они будут идти с участием рок-группы».

В основе нового спектакля – не литературное произведение, а реальная история Хоакина Мурьеты Каррильо - героя латиноамериканского фольклора периода «золотой лихорадки» 50-х годов 19 века в Калифорнии, которого часто называют мексиканским Робин Гудом. Рассказывает Алексей Рыбников, автор либретто рок-оперы: «Работая над либретто, пришлось изучить множество исторических материалов, прочесть десятки документов. Оказалось, что про Хоакина написано немало книг, снято даже 3 фильма в Голливуде. Наш спектакль – это история человека, который мстил за поруганную честь убитой жены. Приняв решение мстить, он встал на путь насилия, стал преступником. Это история, к сожалению, актуальная и сегодня. Эмигранты приехали в другую страну на заработки. Местное население восстает против них. Начинается кровавая стычка…».
Новые стихотворные тексты были созданы Юлием Кимом: «Мы восстановили историческую правду. В легендарном спектакле 70-х годов героями действия были чилийцы. Подлинные же участники истории Хоакина - мексиканцы (ведь родина Хоакина - Мексика). Жена Хоакина - не Тереза, как это было у Пабло Неруды, а Росита. Так это было в действительности. В первом варианте действовали две мистические силы: Звезда и Смерть. В нынешнем - реальные люди. Правда, злодей Дьяболо получился все-таки с небольшим мистически оттенком, но, со вполне земной, циничной философией и злодейским характером».

Новый «Хоакин Мурьета» Театра Алексея Рыбникова - это пронзительный музыкальный спектакль о любви и преданности, о страсти и ненависти, о борьбе добра со злом… Театр Алексея Рыбникова планирует выпустить аудиоверсию спектакля. А в новом сезоне сыграть его на сцене Театрального зала Московского международного Дома музыки, а затем показать в других городах.