Традиционный музей в цифровом мире

15 июля 2014   //   Культура

Как Музеи Московского Кремля интегрировались в новое цифровое информационное пространство?
Мы по-прежнему рассчитываем на то, что Московский Кремль – музей, который каждый гражданин России должен посетить хотя бы раз в жизни. Однако мы понимаем, что есть люди, которые живут очень далеко, и такой визит откладывается на долгие годы, а иногда он просто невозможен. И мы, конечно, для этого интегрируемся в интернет-пространство. Главный инструмент – это наш интернет-портал. Для знакомства с музеем специально созданы виртуальные туры, чтобы человек, находящийся далеко от Москвы, смог «пройти» по нашим соборам, залам Оружейной палаты, познакомился с нашими экспозициями, нашел информацию о новых выставках. То есть, используем портал как полноценный ресурс для контактов с потенциальными посетителями. У нас нет пока мобильных приложений, но мы думаем о создании оправданного и взвешенного приложения.

Как вы относитесь к новым мультимедийным формам подачи информации? В чем необходимость и оправданность их использования?
Что касается применения интерактивных технологий в экспозициях собственных залов – экспозиционных или выставочных – здесь мы крайне осторожны. В экспозиции мы дозированно используем цифровые носители для того, чтобы помочь посетителю сориентироваться в представленных коллекциях. Но выставочные проекты стараемся весьма активно поддержать различными мультимедийными средствами, потому что выставка – это повод сообщить новую информацию нашим посетителям. Выставка дает повод иногда дорассказать историю, которая не всегда явно прочитывается в комплексе представленных вещей. И мы стараемся дополнить наш рассказ аннотациями на мультимедийных экранах, специальными программами, которые дают дополнительный видеоряд. Это могут быть документальные фотографии, специально созданный фильм. Мы делаем интерактивные программы для детей. Пользователям интернета предлагаем проголосовать за понравившийся экспонат: миниатюру, картину, икону; - организуем тематические викторины в социальных сетях. Мы вовлекаем разные возрастные группы в диалог по поводу того, что они видят с помощью мультимедийных средств. Но, все-таки, оставляем этим средствам вспомогательную роль. Мы стараемся, чтобы подлинники всегда были на первом плане, а всевозможные технические гаджеты поддерживали их, но ни в коем случае не затмевали.

Какова роль виртуальных музеев в нашей жизни?
Я думаю, это интересное начинание. Мы должны помнить, что есть множество небольших городов, где музеев нет или музеи очень маленькие, с минимальным бюджетом, но они выполняют важнейшую просветительскую функцию. И в таком случае визит крупного музея, даже представленного виртуальной выставкой, может существенно разнообразить и дополнить культурную жизнь небольшого города или даже региона. У нас очень многие объекты «невыездные». Мы знаем, что никогда их не сможем экспонировать в других местах, но можем отправить в другой город или даже страну команду наших лекторов и методистов, организовать виртуальный филиал музея. В таком случае новейшие способы качественной демонстрации предметов позволяют показать то, что в ином случае люди никогда бы не смогли увидеть. Виртуальные экспозиции и музеи – это хорошее средство популяризации, которое, конечно же, не заменит реальных выставок, не заменит прямого общения с оригиналом. Но у виртуальных музеев есть своя функция. С точки зрения популяризации – это хорошая возможность.

Музей и дети: как создать эту связь при высокой степени присутствия интернета в жизни детей?
Как мне кажется, наличие интернета не препятствует приходу детей в музей, потому что школа все-таки является хранительницей традиционных наших привычек приводить школьников и дошкольников в музей. Мы стараемся сделать все, чтобы было интересно и чтобы дети снова приходили к нам. Знакомство детей с нашим музеем начинается с очень раннего возраста. У нас есть студия для детей «Светлица», куда родители приводят очень маленьких детишек. Они адаптируются, привыкают к Кремлю, ходят по территории Кремля и сначала его изучают как крепость. Потом детям рассказывают об отдельных экспозициях в музеях, связывая эту информацию с понятными вещами: как люди жили, как одевались, что ели и как сервировали стол. Но при этом дети понимают, что речь идет о царских дворцах и о других эпохах. Они начинают это осознавать: рисовать, лепить, выполнять другие творческие задания. В результате мы растим и воспитываем детей, для которых Кремль – это свой дом, и они возвращаются снова.

Как сегодня строится взаимодействие музея и школы?
Учителя нашего города понимают то, что наш музей дает им огромное количество возможностей интересно провести уроки: истории, москвоведения, литературы, мировой художественной культуры. И поэтому они частые гости в нашем музее. Мы стараемся привлечь к сотрудничеству преподавателей истории. Недавно мы впервые провели конкурс «Урок в Музее» и через интернет пригласили участвовать в нем преподавателей школ. Мы получили очень интересные планы уроков и позволили учителям реализовать их со своим классом в экспозиции Музеев Кремля. Этот конкурс дал хорошие результаты и позитивные отзывы. Будем стараться сделать такой профессиональный конкурс регулярным.
Сейчас мы развиваем интересную серию изданий, специально предназначенных для уроков истории. Мы назвали эту серию «Кремль школе» и постарались объяснить идеологию этого проекта во вступительном слове к учителю. Речь идет о том, чтобы предвосхитить потребности учителя. Мы знаем школьную программу и пытаемся свой материал препарировать и подать в готовом виде, чтобы учитель смог использовать этот материал на уроке. Пусть это будет две-три минуты, но они позволят разнообразить урок. Наша цель показать, что любые наши памятники, будь то архитектурные сооружения или предметы из наших коллекций: иконы, живопись, фарфор мемориальные вещи любого плана – все это источник. Мы учим школьников читать их, как источник. Для этого создана система папок с раздаточными материалами, где музейный объект играет главную роль. И мы даем аннотацию к нему, вопросы, возможные задания, тем самым выполняем миссию популяризации наших материалов, как важного источника для работы в школе.

Расскажите о выставках, которые сейчас проходят в Музеях Московского Кремля.
Сейчас в Одностолпной палате Патриаршего дворца и Успенской звоннице проходит великолепная выставка, которая называется «Индия: драгоценности, покорившие мир». Всем, кто не видел ее, рекомендую это сделать. Выставка будет работать до 27 июля. Можно познакомиться с высочайшим искусством индийских ювелиров с конца XVII века до XXI века и прикоснуться к совершенно уникальной традиции ювелирного искусства, потому что Индия дала пример высочайшего искусства обращения с камнем, с драгоценным металлом. Индия на протяжении многих веков была сокровищницей, поставлявшей самые лучшие драгоценные камни и в Европу, и в остальные части света до того времени, как были открыты залежи драгоценных камней в Новом Свете и алмазные россыпи в Африке. Поэтому Индия до сих пор сохраняет эту лидирующую позицию в ювелирном искусстве. Мы демонстрируем как традиционное ювелирное искусство различных областей Индии, так и прослеживаем эволюцию этого искусства вплоть до XXI века. И в этой истории есть неожиданные повороты темы. Например, с конца XIX по первую треть XX века, когда индийская аристократия, обладатели исторических сокровищ и потрясающих украшений двинулись в Европу, в Париж, вдруг оказалось, что традиционные индийские украшения – символы власти, могущества и аристократизма – в Европе выглядят архаичными и неожиданными. И индийские аристократы стали обращаться с заказами в известные ювелирные дома, такие как Cartier, Van Cleef & Arpels и другие. Из индийских исторических камней европейские ювелиры стали делать для заказчиков современные украшения в стиле арт-деко и арт-нуво. Это влияние индийского искусства на европейское очень хорошо представлено на нашей выставке. А завершают выставку работы современных дизайнеров, лучших представителей высочайших индийских традиций. Я просто не знаю ни одного человека, который после посещения выставки не сказал бы: «Это потрясающе!».
 

Ольга Владимировна Дмитриева, заместитель генерального директора по развитию

просветительской деятельности и популяризации Музеев Московского Кремля