Выставка «Красный день календаря. Праздники страны Советов» в «РОСИЗО»
В стране, строившей новое справедливое общество, вся жизнь считалась праздником – трудовым, спортивным, военным. Граждане дружно ходили на демонстрации, единодушно голосовали на выборах, устраивали комсомольские карнавалы, с флагами встречали колонны тракторов, пожарных автомобилей, на Севере – устраивали скачки на оленях, в казацких колхозах – на лошадях.
Апофеозом инсценировок счастливой жизни становились демонстрации трудящихся – шествия людских колонн с флагами и бумажными цветами перед правительственными трибунами в дни Первомая и годовщин Октябрьской Революции. Художникам и фотографам нравились виды сверху, позволявшие показать массовость и организованность движения: в 1930-х этот прием использовал В.Викулов в работе «Демонстрация на площади Урицкого», а в 1961 г. – Соломон Боим в картине «Москвичи встречают Ю.Гагарина».
Призванные фиксировать жизнь, одновременно восхищаясь ею, художники-соцреалисты приукрашивали действительность, лакируя «отдельные недостатки». Ликуя вместе со своими героями, они воплощали представления общества о счастье и красоте, предъявляли публике образ сбывшейся мечты – от души или в соответствии с заказом. Натура: флаги, толпы, нескончаемая радость и много красного «революционного» цвета, менялась медленнее, чем художественные вкусы и политические тренды. Между акварелью «Пролетарии всех стран соединяйтесь», на которой Борис Кустодиев изобразил митинг в заводских цехах, и написанной в 1988 году картиной Натальи Нестеровой «Персонажи, катающиеся на карусели» лежит эпоха. На протяжении этой эпохи возникали и исчезали Дни урожая, крановщика, индустриацизации, постепенно выходили из подполья, обретая официальный статус традиционные Новый год, потом Масленица, на закате империи – Рождество и Пасха.
Союз свободных республик и его календарь с двумя главными праздниками – 1 мая и 7 ноября – казались нерушимыми, а плакаты с изображениями флагов, цифр, голубей мира, портретами вождей, разительными сравнениями устройства жизни «у них» и «у нас» – обязательным украшением пейзажа. Однако, ритуалы становился все более рутинным и выхолощенным, а художники – все более скептичными. И даже ставший самым важным для страны праздник – День победы – отмечали с разными чувствами: с казенным энтузиазмом (М.Хмелько «Тост за великий русский народ» 1949 г.) или искренней печалью о ставших старыми и одинокими героях (В.Сидоров «День Победы» 1980 г.).
Выставка «Красный день календаря» предлагает современному зрителю увидеть, как разнообразны были праздники в многонациональной стране Советов, как формировались и уходили в прошлое праздничные идеи и формы, как менялось с течением времени отношение к ним художников – от искреннего восхищения красочным действом до формальной отработки казенного заказа.
Открытие выставки состоится 15 августа 2014 года в 15.00 в Государственном музейно-выставочном центре «РОСИЗО» по адресу: Люблинская улица, дом 48, строение 1.
Выставка работает до 28 сентября, ежедневно, кроме понедельника, с 11.00 до 20.00; в воскресенье – с 11.00 до 18.00.
В.И. Викулов "Демонстрация на площади Урицкого". Холст, масло. 1937
Д.Е. Загоскин "Женский зцех завода Севкабель". 1936
И.А. Владимиров "Интуристы в Ленинграде. Холст, масло. 1937
Л.Н. Чалая "Весенний праздник". Холст, масло. 1987
Н.Ф. Соколов "Скоро праздник". Холст, масло. 1979
Плакат "Поезжай за моря-океаны"
М.И. Хмелько "За великий русский народ". 1949
Шкатулка "Салют"
Анонсы глянцевых журналов
-
25 августа 2021 Tatler, сентябрь 2021. Номер с двумя обложками: Настя ИВЛЕЕВА \ ЭЛДЖЕЙ
-
25 августа 2021 GQ, сентябрь 2021
-
25 августа 2021 Glamour, сентябрь 2021. Обложка: Ляйсан УТЯШЕВА
-
25 августа 2021 AD, сентябрь 2021
-
22 декабря 2020 Vogue, январь 2021
Обзоры глянцевых журналов
-
18 марта 2013 Vogue Украина – обзор первого номера
-
18 октября 2012 «Мне нравится» SNC
-
04 мая 2012 Tatler в мае
-
08 февраля 2012 Дорогой Jamie Oliver
-
05 марта 2011 Наконец-то Max