МУАР представляет выставочный проект Алексея Боголепова «Блок»


11 августа 2014   //   Культура

 13.08–02.09.2014

Цоколь Аптекарского приказа Музея архитектуры

Москва, Воздвиженка ул., 5/25

Осенью 2014 года Музей архитектуры запускает программу АРХИфото, посвященную архитектурной фотографии: ее принципам, сюжетам и проблемам. Программа рассчитана как на выявление современных фотографических форм, так и на работу с архивами Музея архитектуры, в собрании которого хранятся уникальные фотографические материалы – стеклянные пластины, пленочные негативы, отпечатки. Первым проектом в серии становится выставка Алексея Боголепова «БЛОК», исследующая типовые феномены советской архитектуры: закрытые предприятия, промзоны и экспериментальные жилые массивы.

Алексей Боголепов:

… Интерес к поздне-советской архитектуре вырос у меня из осознания, что сегодня мы наконец-то находимся на достаточном временном расстоянии для трезвого рассмотрения этого периода. Историческая перспектива позволяет нам оценить постройки, ранее видимые в отрицательном свете, более объективно, а также применить к ним множество эмоциональных подходов. Появилась возможность ответить на вопрос: является ли негативное прочтение советского модернизма продуктом исключительно нашего исторического сознания или этот негатив – реакция на сам архитектурный дизайн.

Серия «БЛОК» каталогизирует здания объектов Ленинградского научно-промышленного комплекса 1970–80х – многочисленные НПО, НПП, КБ и НИИ. Этим часто закрытым или полузакрытым предприятиям отводились приоритетные места в ткани городской застройки, при этом они были изолированы от окружающей общественной жизни: их фасады оставались непроницаемы, а территория окружалась аурой сверхсекретности, сегодня уже никому не нужной.

Такая архитектура работает как многослойный текст, доносящий до своих пользователей и обозревателей правила игры эпохи научного социализма. В ней можно увидеть и остановившийся ход истории, и установку на поддержание структуры ради самой структуры, и квазирелигиозную идеологию. Но мне кажется, что на базовом, психологическом уровне в нее встроен еще и некий ограничитель – ограничитель языка, ограничитель движения, блок в сознании.

Проект «Перешеек» – продолжающаяся работа по исследованию уникального региона к северу от Санкт-Петербурга, начиная от старинных дачно-усадебных земель, и заканчивая бывшими финскими территориями, где произошло значительное смешение национальных и культурных пластов. На выставке представлены фотографии промышленной зоны «Парнас», спроектированной в 1970-е годы, а также экспериментальной жилой застройки Сестрорецка, подчеркивающей особый статус этого города как исторической «курортной зоны».