Дом Мельникова. То, что вы хотели знать, но боялись спросить
Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева предлагает Вашему вниманию статью «Дом Мельникова. То, что вы хотели знать, но боялись спросить».
Авторы текста:
П. В. Кузнецов – первый заместитель директора Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева, директор Государственного музея Константина и Виктора Мельниковых,
Е. С. Лихачева – заместитель директора Государственного музея Константина и Виктора Мельниковых.
Ответ прост, его формулирует законодательство – тот, кому он принадлежит. На вопрос – а кому же? – ответить сложнее: половина прав собственности принадлежит России (бывший сенатор С.Э. Гордеев пожертвовал купленную им половину дома Российской Федерации еще 5 лет назад). Вторая половина принадлежала Елене Мельниковой, внучке великого архитектора. Благое намерение Мельниковой содействовать созданию в памятнике государственного музея разбилось о железную волю ее родной сестры Екатерины Викторовны Каринской, оспорившей ее право собственности в судебном порядке и после семилетней тяжбы отменившей договор дарения своего отца В.К. Мельникова Елене Викторовне. Таким образом, сегодня половина прав собственности на памятник принадлежит государству, передавшему их в оперативное управление Государственному музею архитектуры им. А.В. Щусева, а другая половина также завещана Российской Федерации, но находится в стадии оформления.
Фактически в памятнике живет Екатерина Викторовна Каринская, несмотря на то, что решением суда она была лишена права проживания там еще в 1996 году. После смерти своего отца, хранителя Дома Виктора Константиновича Мельникова, несмотря на волю, выраженную в его завещании, передать Дом Российской Федерации, она поселяется в памятнике со своими чадами и домочадцами, переехав из квартиры на ул. Генерала Тюленева, полученной от государства. Квартиру эту она предусмотрительно переписала на мужа.
По отзывам очевидцев, она устраивает в памятнике платные экскурсии на условиях, которые устанавливает по своему разумению; распоряжается мемориальной обстановкой, попустительствуя ее выносу из памятника для участия в сомнительных выставках; сдает Дом в аренду для проведения киносъемок; а самое главное – проводит самодеятельные и несогласованные со специалистами ремонтные работы по своим нуждам и потребностям, грубо нарушая законодательство об охране памятников.
Екатерина Каринская всегда и везде заявляет: "Личных интересов не имею, выполняя волю отца, борюсь за создание государственного музея". Замечательные слова! Поверив им, Росимущество в 2012 году разработало проект Мирового соглашения – в соответствии с ним судебные тяжбы должны были прекратиться на условиях передачи всего Дома Российской Федерации, которая принимает памятник без всяких условий и обременений, проводит его научную реставрацию с последующим созданием музея. Вот оно и решение всех проблем – памятник будет спасен! – он попадает под защиту и финансовую ответственность государства! Государственный музей будет создан! Не об этом ли мечтали Константин и Виктор Мельниковы? А вот Екатерина Каринская – против! Мировое соглашение, подписанное серьезным государственным учреждением – Росимуществом по доверенности от Правительства России, одобренное Министерством культуры, "исполнительница завещания" отвергает и остается на тропе войны, пытаясь отсудить еще и исключительные авторские права на творческое наследие Константина Мельникова.
Екатерина Каринская любит рассказывать про свою "героическую борьбу" за спасение памятника перед телекамерами. Да, вся ее жизнь – борьба, прежде всего с родной сестрой Еленой Мельниковой, с которой она судится, чтобы лишить ее права передачи государству ее доли недвижимости и творческого наследия великого архитектора. Одновременно она пишет жалобы во все инстанции, начиная с Президента – о том, что дом рушится, его нужно спасать, что она не может решать проблемы дома за счет своей пенсии! И это чистая правда – памятник действительно рушится! Его необходимо спасать! И она, действительно, не в состоянии поддерживать памятник, который становится все более ветхим. Однако к Дому не подступиться! Екатерина Викторовна с одной стороны, взывает о помощи, с другой – не пускает в дом экспертов и комиссии, являющиеся по ее вызову для фиксации состояния памятника.
Она обвиняет государство в бездействии и неспособности начать реставрацию памятника, но вместе с тем, не собирается выезжать из него, препятствуя началу работ и игнорируя решение суда о ее выселении. И ни за что не несет ни какой ответственности, она ведь не собственник, значит, по закону, если памятник рухнет, отвечать будут другие. Сегодня она сигнализирует о том, что во всем виноваты стройки в Кривоарбатском переулке. Но даже если их разом остановить – будет ли это спасением памятника? Еще до их начала дом был включен в список ста мировых шедевров, которым грозит разрушение. Состояние деревянных конструкций памятника гораздо опаснее строек, борьба с которыми, конечно же, перенаправляет фокус внимания всех защитников с главного на второстепенное.
Используя статус "исполнительницы завещания", она, по сути, препятствует началу конструктивных действий по спасению памятника. Каринская требует строительства рядом с домом еще одного здания для размещения коллекции, тем самым противореча своим заявлениям, что дом гибнет из-за строительства в зоне его влияния; она срывает работу по обследованию дома, не впуская в него экспертов; она заявляет на пресс-конференции, организованной Музеем архитектуры в 2011 году, что дом в отличном состоянии, "не лезьте ко мне", и вскоре направляет во все инстанции очередное воззвание о том, что памятник под угрозой разрушения, а государство бездействует. О чем говорят столь противоречивые действия? Это похоже либо на сумасшествие, либо на трезвый расчет и большое мастерство запутать все так, чтобы никто ничего не понимал и, главное, "не лез" (любимое выражение Е.В.).
Каринская любит давать интервью, выступать в суде, но, главное, предъявлять себя в образе "героического борца". Если поверить, что в своей борьбе она не преследует корыстных целей, то складывается парадоксальная картина "борьбы ради борьбы, борьбы как смысла жизни". Как сказал поэт "есть упоение в бою". Возможно, Екатерина Викторовна, испытав его, не готова расстаться с этим состоянием. И, наверное, у нее было бы на это право, если бы не три обстоятельства: во-первых, пока она себя развлекает таким образом, дом действительно рушится, и если он упадет, Екатерина Викторовна никогда не согласится признать свою моральную ответственность за это и только активизируется в роли яростного обвинителя. Во-вторых, статус исполнительницы завещания не дает ей право проживать в Доме Мельникова и бесконтрольно распоряжаться памятником и творческим наследием великого Мельникова, выдвигая условия одно нелепее другого – ее обязанность сохранить и передать государству завещанное ее отцом.
И, наконец, она постоянно втягивает в этот спектакль множество людей и организаций, которые в результате чувствуют себя обманутыми и не понимают, почему Каринская приватизировала памятник и ставит в зависимость лично от себя его дальнейшую судьбу. По праву родства? Но ровно таким же правом обладает ее родная сестра Елена, сделавшая целый ряд реальных шагов к решению проблемы, дезавуированных Екатериной Викторовной. По праву "исполнительницы завещания"? Но все ее действия настолько противоречат ее словам о борьбе за создание государственного музея, что для всех уже стало очевидным, что главное препятствие в решении этой задачи – сама Екатерина Викторовна Каринская.
Итак, на протяжении многих лет не смолкают призывы к спасению памятника и обвинения государственных органов в бездушном к нему отношении. И, правда, чиновники прошлой формации, парализованные семейными дрязгами, не были готовы принимать ответственность за судьбу памятника в условиях непрекращающихся конфликтов. Шли годы, памятник продолжал ветшать, семейные конфликты приобретать все более непримиримый характер, а обвинения в адрес государства только усиливались.
Сегодня, впервые за много лет, проявлена государственная воля и готовность спасти шедевр с дальнейшим превращением его в музей: Минкультуры России издан приказ о создании государственного музея Константина и Виктора Мельниковых, зарезервировано необходимое финансирование на весь комплекс мер по его научной реставрации, Музей архитектуры подписал Охранное обязательство с перечнем необходимых мероприятий и календарным планом их исполнения. Единодушие, единомыслие и согласованность действий в отношении памятника достигнуто впервые за всю его историю. Ему противостоит только один человек – Екатерина Викторовна Каринская.
Анонсы глянцевых журналов
-
25 августа 2021 Tatler, сентябрь 2021. Номер с двумя обложками: Настя ИВЛЕЕВА \ ЭЛДЖЕЙ
-
25 августа 2021 GQ, сентябрь 2021
-
25 августа 2021 Glamour, сентябрь 2021. Обложка: Ляйсан УТЯШЕВА
-
25 августа 2021 AD, сентябрь 2021
-
22 декабря 2020 Vogue, январь 2021
Обзоры глянцевых журналов
-
18 марта 2013 Vogue Украина – обзор первого номера
-
18 октября 2012 «Мне нравится» SNC
-
04 мая 2012 Tatler в мае
-
08 февраля 2012 Дорогой Jamie Oliver
-
05 марта 2011 Наконец-то Max