Выставка «Палладио в России. От барокко до модернизма» откроется в Венеции


23 сентября 2014   //   Культура

История восприятия и интерпретации творчества легендарного мастера позднего Возрождения легла в основу этой выставки отнюдь не случайно. Роль Андреа Палладио, безоговорочно признанного всеми историками искусства самым влиятельным архитектором в мире, переоценить невозможно. Для России же Палладио имеет особое значение – это имя всегда связывалось с образом Италии и определило не только русскую архитектуру, но и многое в русском сознании и бытии. Даже столь особый культурный феномен, как русская усадьба сложился под его непосредственным влиянием.

Уникальная по составу и концепции экспозиция впервые позволяет проследить всю трехсотлетнюю историю русского палладианства, включая в себя значительное число неизданных и неизвестных публике материалов из фондов лучших российских музеев и архивов. Среди участников выставки: Государственный музей архитектуры им. Щусева, Государственный Исторический музей, Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Московский музей-усадьба «Останкино», Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII в.» , Государственный музей-усадьба «Архангельское», Российский государственный архив древних актов, Государственный музей А.С. Пушкина, Государственный Эрмитаж , Государственный Русский музей, Государственный музей истории города Санкт-Петербурга, Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств и филиал Музей-квартира И.И. Бродского, Государственный музей-заповедник «Петергоф», Государственный музей-заповедник «Павловск», Государственный музей-заповедник «Царское Село», Российская национальная библиотека, Библиотека Российской Академии наук, Тверская областная картинная галерея, Череповецкое музейное объединение, Псковский государственный объединённый историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Пермский музей современного искусства.

Первый раздел экспозиции посвящен «русскому палладианству» первой половины XVIII века – времени петровских реформ, «открывших окно в Европу». Рукопись первого перевода на русский язык знаменитого трактата Палладио об архитектуре, приписываемая князю Долгорукову, датирована 1699 годом. С этой поры идеи великого итальянца стали все чаще вдохновлять русских мастеров – особенно ярко это проявилось при строительстве Петербурга. Однако подлинный расцвет увлечения архитектурой Палладио относится к эпохе правления Екатерины II, стремившейся выглядеть просвещенной правительницей и потому поддерживающей самые передовые европейские тенденции, в том числе, и в архитектуре. По ее приглашению в Россию прибыли знаменитые мастера своего времени – Джакомо Кваренги и Чарльз Камерон, убежденные палладианцы, нашедшие на русской земле прекрасную возможность для воплощения в жизнь идей своего гениального учителя. В свою очередь, проекты этих архитекторов оказали сильное влияние на сложение мировоззрения замечательного русского мастера Николая Львова - архитектора, музыканта и поэта. Не будет преувеличением сказать, что именно постройки Львова, вдохновленные Палладио, определили появление такого уникальное явления, как русская усадьба, связанного не только с архитектурой, но и с искусством в целом, литературой, бытом. Работы Кваренги, Камерона и Львова во многом способствовали наступлению «золотого века» русской культуры, совпавшего с эпохой правления Александра I, так прекрасно описанного на страницах «Евгения Онегина» Пушкина или «Войны и мира» Толстого. Этому времени и будет посвящена основная часть экспозиции.

Особое внимание на выставке уделено русскому палладианству ХХ века – поистине феноменальному явлению. В период всеобщего увлечения модерном интерес к неоклассическим образцам вдруг возник с новой силой, объединившись с тоской по ушедшей в прошлое культуре усадеб. И.Жолтовский. И.Фомин, А.Щусев, начинавшие свой творческий путь под влиянием идей модерна, создавали произведения, пронизанные духом Палладио. С другой стороны, лаконичность палладианского стиля оказалась близка и революционной эстетике авангарда (известно, что К. Мельников являлся горячим поклонником творчества великого венецианца). Влияние Палладио заметно и в сталинской архитектуре, возникшей из сложного сплава неоклассики и авангарда. Завершает экспозицию работа А.Бродского, созданная в преддверии начала третьего тысячелетия, демонстрируя таким образом, что идеи Андреа Палладио остаются современными и по сей день.

Влияние Палладио выходило далеко за рамки архитектуры, поэтому зрители смогут увидеть в залах Музея Коррер не только архитектурные рисунки, проекты, чертежи и модели зданий, но также живописные и графические работы таких выдающихся мастеров, как Левицкий, Боровиковский, Сорока, Борисов-Мусатов, Судейкин, Грабарь, Бенуа, Добужинский, Кандинский и Суетин.

Очень важно, что выставка проходит в Венеции в период проведения Архитектурной Биеннале, подчеркивая, таким образом, особую связь, существовавшую и существующую между итальянской и русской культурами.

Выставку сопровождает каталог, подготовленный кураторами, сотрудниками Эрмитажа, А. В. Ипполитовым и В. М. Успенским. Кроме статей кураторов, каталог включает научные работы ректора Московского Архитектурного института Д.О. Швидковского, Ю. Е. Ревзиной, В. Г. Басса, И. Г. Ландер.

Организаторы выставки
Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО
Fondazione Musei Civici di Venezia, Museo Correr

При сотрудничестве
Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В. Щусева
CSAR (Centro Studi sulle Arti della Russia dell’Università Ca’ Foscari Venezia)

Руководитель проекта - Зельфира Трегулова

Кураторы выставки - Аркадий Ипполитов, Василий Успенский

 

 Б.Патерсен. Таврический дворец со стороны сада. До 1798. Государственный Эрмитаж

 В.Д.Поленов. Бабушкин сад. 1878. Государственная Третьяковская галерея

 Дж.Кваренги. Казанский собор. Главный фасад. ГМИСПб

Д.Г. Левицкий. Портрет Львова. Ж-5002

 Неизвестный мастер. Капитель пилястры ионического ордена (с гирляндой). Музей Российской Академии художеств (НИМРАХ)

 

 С.Ю.Судейкин. Бабье лето. 1916. Государственная Третьяковская галерея

 И.А.Фомин. Академия Наук в Москве. Перспектива. 1934. Музей архитектуры им. Щусева

 Н.И.Подключников. Останкино. Общий вид со стороны пруда. 1836. Государственный исторический музей

И.А.Голосов. Народный дом имени В.И.Ленина в Иваново-Вознесенске. 1924. Музей архитектуры им. Щусева