Ирвин Ялом презентовал в Москве новую книгу


30 сентября 2014   //   Культура

Ирвин Ялом — один из наиболее известных психотерапевтов современности, его имя известно как профессионалам, так и широкой аудитории по всему миру. В 2005 году в Вене в рамках акции «Одна книга — один город» именно книга Ирвина «Когда Ницше плакал» была выбрана как наиболее читаемая в мире.

Книга Ялома «Все мы творения на день» — это мировая премьера. Она издана Московским институтом психоанализа и вышла на русском языке прежде, чем на английском. В книге автор описывает встречи с пациентами, которые рассказывают психотерапевту о проблемах, с которыми может столкнуться каждый человек. По словам писателя, главная цель терапевта — сопроводить пациентов на пути к самопознанию.

«В каждом случае я придумывал, а иногда наталкивался на уникальный подход для каждого пациента, который не будет найден ни в одном учебнике по психотерапии. Эта книга для тех, кто испытывает большой интерес к психике человека, росту личности», — говорит Ирвин Ялом.

После презентации известный психотерапевт ответил на вопросы, касающиеся различных аспектов психологии: взаимоотношения в семье, воспитание детей, смысл жизни в современном мегаполисе и многие другие.

 Цитаты из новой книги Ирвина Ялома «Все мы творения на день»

 Реальность — это не просто то, что существует само по себе, а то, что, в значительной степени, каждый из нас конструирует или изобретает.

 У Шопенгауэра есть цитата, где он сравнивает любовную страсть со слепящим солнцем. Когда оно тускнеет в более позднем возрасте, мы вдруг узнаем о существовании чудесного звездного неба, которое было закрыто или спрятано солнцем.

 Да, я знаю, что мое существование близится к концу, но конец был всегда с самого начала. Разница в том, что сейчас я дорожу удовольствием точной осведомленности об этом, и мне посчастливилось делиться этим с моей женой, которую я знаю почти всю мою жизнь.

 Это звучит парадоксально, но мы сильнее печалимся не о потере тех, с кем у нас были наполненные отношения, а о потере тех, в отношениях с кем было много неудовлетворенности и незавершенных дел.

 Я думаю, что секс можно назвать витальной противоположностью смерти, ведь разве оргазм не является первым проблеском жизни? Мне известно из множества источников о том, что иногда сексуальные чувства возникали для того, чтобы нейтрализовать страх смерти.

 Когда умирают родители, мы всегда чувствуем себя уязвимыми не только потому, что мы имеем дело с потерей, но и потому, что мы сталкиваемся с нашей собственной смертностью. Когда мы становимся сиротами, больше нет никого, кто бы отделял нас от могилы.

 Теперь единственное, что я знаю с уверенностью, ? это то, что если я смогу создать подлинную и заботливую обстановку, то мои пациенты сами найдут ту помощь, в которой они нуждаются, зачастую удивительными способами, которые я никогда бы не смог ни предсказать, ни представить себе.

 Современный американский психолог и психотерапевт, профессор психиатрии Стэндфордского университета, один из создателей «третьей волны» в психотерапии и основателей школы экзистенциальной терапии.

Ирвин Ялом родился 13 июня 1931 года в Вашингтоне, США, в еврейской семье. Родители были выходцами из России.

Ирвин Дэвид Ялом является доктором медицинских наук, профессором психиатрии Стэндфордского университета.

Важную роль на формирование взглядов Ирвина Ялома оказал психоанализ, от которого он перешел к одному из направлений современной психологии ? экзистенциональной психологии.

В его работах «Мамочка и смысл жизни», «Лжец на кушетке», «Дар психотерапии» затрагиваются вопросы преодоления экзистенционального страха смерти, а в работе «Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти», которая опубликована в 2008 году, он подводит итог изучения этой жизненной проблемы. Его основная мысль сводится к тому, что если мы способны противостоять факту своей собственной смерти, мы можем и должны перестроить наши приоритеты и направить их на глубокое общение с теми, кого мы любим, оценку красоты жизни.

Ирвин Ялом написал несколько книг о профессиональной деятельности психотерапевтов и психиатров, включая историю психиатрии.

Ирвин Ялом является последовательным противником де-индивидуализируемого, бюрократического, формального подхода в психотерапии. Особенно резко выступал против (как он сам называл) «краткосрочной диагноз-ориентированной терапии». «Краткосрочная диагноз-ориентированная терапия», по Ялому, управляется экономическими силами, основывается на узких, формальных диагнозах, односторонняя, управляемая протоколом, «терапия для всех», без учета индивидуальности.

Ялом полагал, прежде всего, что для каждого пациента должна изобретаться новая психотерапия, основой которой служит терапия, построенная на межличностных взаимоотношениях «здесь и сейчас» пациента и психотерапевта, на взаимных откровениях.

В ноябре 2009 года Ирвин Ялом вместе с супругой впервые посетил Россию. В Москве 19 ноября того же года он выступил с лекцией перед широкой аудиторией не только профессиональных психологов, но и любознательных читателей.

Публикации Ирвина Ялома на русском языке:

«Когда Ницше плакал» (1992);
«Лжец на кушетке» (1996);
«Экзистенциальная психотерапия» (2000);
«Лечение от любви (и другие психотерапевтические новеллы)» (2004);
«Шопенгауэр как лекарство» (2005);
«Психотерапевтические истории. Хроники исцеления» (2005);
«Дар психотерапии» (2005);
«Мамочка и смысл жизни» (2006);
«Групповая психотерапия. Теория и практика» (2007);
«Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти» (2008);
«Дар психотерапии» (2008);
«Проблема Спинозы» (2012);

«Все мы творения на день» (2014).