16-й фестиваль NET пройдет в Москве
Когда мы отбирали спектакли для программы NET-2014, то не ограничивали себя концепцией. Каждый из спектаклей просто хотелось привезти и показать. И, как это часто бывает, в тот момент, когда программа фестиваля уже была сформирована и в ней появились российские спектакли, мы, отстраненно взглянув на нее, поняли, что тренды и формальные особенности, поиски и попытки саморефлексии европейского театра – все это стало естественной частью российского театрального пространства. Проще говоря, российский театр стал частью театра европейского.
Мы увидим перформативные спектакли Кэти Митчелл и – одновременно – Дмитрия Волкострелова, увидим, как работают в жанре социального театра Тальхаймер и Серебренников, как буквально на грани фола работают Богомолов и жесткий провокативный театр Мундруцо. Эти режиссеры работают очень по-разному, но их спектакли ощутимо пронизывают общие токи: осваивается общее театральное поле. В театральном смысле Россия сегодня – это Европа. И это, собственно, и есть главная тема фестиваля этого года.
Мы стартуем спектаклем венгерского режиссера Корнеля Мундруцо «Деменция». Мундруцо – редкий пример режиссера, равноуспешного в кино и театре. Его язык – это не просто социальный гротеск, а почти театр жестокости, в котором постановщик рифмует проблемы общества с физическим страданием человеческого тела. Его театр всегда является испытанием для зрителя, не доставляя ему удовольствия, а в значительной степени провоцируя его. Но сколь бы жесток ни был мир спектаклей Мундруцо, в какой-то момент режиссер иронично отстраняется от происходящего.
Тонкий, умный зритель, привыкший к экспериментам в театре, сразу заметит эту иронию и поймет, что ничего нельзя принимать за чистую монету.
«Всемирно известная психиатрическая клиника в Венгрии была вынуждена закрыться несколько месяцев назад. С тех пор заброшенное здание обветшало, но на четвертом этаже осталась горстка одиноких пациентов, предоставленных самим себе. Эти люди страдают деменцией и живут в своей империи беспамятства.
Постепенно смещаясь от документальной и физиологической правды к абстрактному миру подсознания, новый спектакль Мундруцо создает иллюзорную, неустойчивую реальность, пугающе похожую на нашу собственную, а способы обращения с душевнобольными и стариками делает символом состояния общества».
Татьяна Власова
Если спектакль Мундруцо можно уверенно отнести к традиционной «большой форме», то Дмитрий Волкострелов в своем спектакле «Лекция о ничто» в очередной раз отказывается от пространственных догм сцены, помещая актеров в светящийся куб. Число зрителей четко определено и лимитировано – по 3 стула с каждой «грани» места действия. Даже зрителями их можно назвать весьма условно, скорее – слушателями созданной по законам музыки «Лекции о ничто» – знаменитой лекции Джона Кейджа.
«Вместе с тремя своими однокурсниками Волкострелов создал главную сегодня в России независимую театральную компанию – Театр Post. Его название, конечно же, прямая отсылка к понятию ”постдраматический театр”, но главным кумиром Волкострелова, судя по всему, стал вовсе не Ханс-Тис Леман, а Джон Кейдж. То, что делает Волкострелов, – это тихий и задумчивый минимализм, в котором главенствует острая рефлексия над природой современного театра. Это театр после театра, в котором надо уметь слушать тишину».
Марина Давыдова
Жоэль Помра, «Торговцев» которого помнят наши зрители, покажет спектакль, основанный на его собственной пьесе «Великая и невероятная история коммерции».
«Минималистический, элегантный, прекрасно придуманный спектакль с отличными актерскими работами и остроумным текстом посвящен психологии бизнеса. Помра умеет потрясающе сочетать актуальность с эстетической изощренностью».
Роман Должанский
Своего рода открытием станет спектакль Деклана Доннеллана «Король Убю», созданный в совершенно несвойственной режиссеру манере.
"…никакой лирической прозрачности, никакой джентльменской сдержанности. Это сатирический памфлет про современное буржуазное общество, скрывающее под своим благопристойным появлением жуткие комплексы и разрушительную энергию. Показалось, что "Убю" поставил жесткий немецкий режиссер-скептик, а не мудрый англичанин».
Роман Должанский
Давний фаворит фестиваля, режиссер Оскарас Коршуновас, покажет моноспектакль «Последняя лента Крэппа», единственную роль в котором исполняет звезда советско-литовского кино Юозас Будрайтис.
«Я бы никогда не взялся за постановку "Последней ленты Крэппа", если бы не Будрайтис, который способен стать символом в беккетовском понимании в силу его возраста, опыта и интеллекта».
Оскарас Коршуновас
К финалу NET готовит сразу несколько сюрпризов. Два спектакля привозит один из самых любимых театров фестиваля – берлинский «Шаубюне». Новая встреча с Кэти Митчелл – открытием позапрошлого фестиваля – спектакль-речитатив «Дыхание». Завершился очень плодотворный, но, по мнению многих, затянувшийся период творчества Митчелл, в котором все происходящее на сцене в режиме реального времени снималось на камеру и воспроизводилось на экране. В этом Митчелл было найдено множество и формальных, и содержательных вещей. Один из самых удачных ее спектаклей этого периода – «Кристина» – NET показал в 2012 году. В спектакле «Дыхание» мы увидим новую Кэти Митчелл. Сегодня ее волнует проблема чрезмерного потребления ресурсов на земле: об этом пьеса Дункана МакМиллана, лежащая в основе спектакля. Актеры, произносящие текст со сцены, крутя педали велотренажеров, генерируют энергию, необходимую для освещения сцены.
Под занавес мы покажем новый спектакль блистательного Михаэля Тальхаймера «Тартюф», главную роль в котором играет Ларс Айдингер. И мы уверены, что это будет самый необычный «Тартюф» из тех, что вам доводилось видеть.
«О том, что на сцену “Шаубюне” вместо Тартюфа – лжеца и сластолюбца, разорившего добропорядочное семейство, – режиссер Тальхаймер вывел чуть ли не Иисуса, немецкие СМИ отчитывались как новостью номер два после приземления в Берлине Михаила Ходорковского. Ну, номер три, учитывая предрождественскую истерию, в которую поставленный с ног на голову сюжет вполне вписался как часть ежегодного ритуала пришествия».
Ольга Гердт
Нам показалось очень важным, что впервые за всю историю российского театра столь радикальный художник, как Ромео Кастеллуччи, не просто приезжает в Москву со своим спектаклем, а выпускает его на сцене репертуарного театра – электротеатра СТАНИСЛАВСКИЙ. Еще несколько лет назад подобное невозможно было даже представить, а сегодня – это факт нашей с вами театральной жизни.
Впервые в 2014-м году афиша NET будет расширена мероприятиями «Фестивального клуба», который откроет свои двери на базе электротеатра СТАНИСЛАВСКИЙ. Любой желающий на бесплатной основе сможет стать участником встреч, посвященных различным направлениям современного искусства: «театральная и постановочная фотография», «дизайн и сценография», «современная академическая музыка», «видео-арт» и другие. Программа разработана совместно с Московской школой кинематографии, Московской государственной консерваторией, Школой фотографии Photoplay, Центром культуры и искусства «МедиаАртЛаб» и другими.
Фестиваль проходит при традиционной поддержке Французского института в Москве и Гете-института в Москве.
Информационные партнеры – канал «Москва 24», радиостанция «Коммерсант фм», радиостанция «Шоколад», интернет-издания Gazeta.ru и m24.ru, портал «Россия сегодня», иностранные приложения «Российской газеты» - rbth.ru, сайт teatrall.ru, а также проект «Афиша – Воздух».
Фестиваль проходит при поддержке Министерства культуры РФ.
Генеральный партнер фестиваля NET – Фонд Михаила Прохорова.
Анонсы глянцевых журналов
-
25 августа 2021 Tatler, сентябрь 2021. Номер с двумя обложками: Настя ИВЛЕЕВА \ ЭЛДЖЕЙ
-
25 августа 2021 GQ, сентябрь 2021
-
25 августа 2021 Glamour, сентябрь 2021. Обложка: Ляйсан УТЯШЕВА
-
25 августа 2021 AD, сентябрь 2021
-
22 декабря 2020 Vogue, январь 2021
Обзоры глянцевых журналов
-
18 марта 2013 Vogue Украина – обзор первого номера
-
18 октября 2012 «Мне нравится» SNC
-
04 мая 2012 Tatler в мае
-
08 февраля 2012 Дорогой Jamie Oliver
-
05 марта 2011 Наконец-то Max