Премьера на «Домашнем» – один из лучших российских телероманов «Московская сага»


23 декабря 2014   //   Культура

Ольга Будина, Инна Чурикова, Юрий Соломин, Александр Балуев, Сергей Безруков, Кристина Орбакайте, Дмитрий Харатьян, Анна Снаткина и многие другие – в главной саге о советской жизни.

 


30 лет советской жизни в истории одной московской семьи
1925 год. Личный врач Сталина, профессор Градов (Юрий Соломин) и его жена Мэри (Инна Чурикова) собирают дома весь цвет Москвы. Дети Градовых только начинают взрослую жизнь: Никита (Александр Балуев) становится военным, Кирилл – теоретиком марксизма, Нина (Ольга Будина) – литератором. Надежды на будущее у Градовых самые радужные, но советская история не оставляет им шансов…

 

«Московская cага» в деталях
1,5 года длились съемки фильма;
28 лет проживают герои на экране;
106 человек работало в съемочной группе;
254 персонажа действуют в «Московской саге»;
734 костюма было сшито для актеров;
2300 человек было задействовано в массовке.

Первая жизнь «Саги». Изначально идея «Московской саги» появилась в рамках американского телепроекта. Издатель Василия Аксенова предложил ему написать роман по сценарию. Со временем телепроект закрыли, а Аксенов так увлекся романом, что получилась не одна, а целых три книги. На основе трилогии режиссер Дмитрий Барщевский и сценарист Наталья Виолина решили снимать сериал. Василий Аксенов отказался от участия в написании сценария, но регулярно приезжал на съемки, давал советы по кастингу и отснятым материалам.

Первое название фильма – «Серебряный бор» – именно там по сюжету расположен дом семьи Градовых.

Родовое гнездо Градовых «сыграла» правительственная дача 1913 года в Серебряном бору. В доме никто не жил больше 70 лет, и к началу съемок он был наполовину разрушен. Для «Саги» его перестроили и отштукатурили. От советского времени остался слегка отреставрированный камин, а также обстановка: большинство вещей в сериале были найдены у коллекционеров, в музеях, архивах.

Количество серий менялось три раза. Сначала планировалось снять 12 серий, но сценарий постоянно дописывался, и в итоге их получилось 24. В конце концов, в эфир вышли только 22 серии.

Семейные съемки. На съемочной площадке «Московской саги», по признанию актеров, царила по-настоящему семейная атмосфера. Возможно, причина в том, что фильм о семье Градовых снимала настоящая семья: режиссер Дмитрий Барщевский, его жена и автор сценария Наталья Виолина, их сын, продюсер Антон Барщевский, и дочь, кастинг-директор Дарья Виолина. Арт-директором фильма был сын Василия Аксенова.

Сталин – банкир. Роль Иосифа Сталина в «Саге» сыграл банкир, преподаватель и совсем не актер, Владимир Миронов. Внешнее сходство со Сталиным компенсировало Миронову отсутствие актерского образования, а отсутствие опыта компенсировали занятия по актерскому мастерству перед съемками.

Ольга Будина о «Московской саге»
Ольга Будина: «В «Московской саге» каждый герои? примечательный, потому что и в сериале и в книге хорошо прописаны характеры, будь то злодеий, страдалец, или положительный героий. Вообще нельзя однозначно сказать, что в произведении есть положительные герои. В романе и фильме мы встречаемся с очень изломанными человеческими судьбами. Многие герои совершают поступки, которые при обычных обстоятельствах считали бы неприемлемыми».

  

Для Ольги Будиной «Московская сага» началась в Петербурге, на съемках другого проекта.

Ольга Будина: «Съемочная группа «Московской саги» ждала меня в Москве, пока я находилась в Питере на съемках «Идиота». Поскольку мне очень хотелось каким-то образом ускорить процесс подготовки к сериалу, я, находясь в Питере, начала разрабатывать костюмы для своей героини. В этом мне помогала питерская художница по костюму Татьяна Патрахальцева. На сегодняшний день она довольно известная художница со множеством наград. Несколько разработанных ею костюмов как раз и вошли в фильм «Московская сага».

Из всех одобренных актрисой нарядов Нины Градовой выбивался только один. На собственном примере Ольга узнала, как «Советы» могли уродовать женскую фигуру».

Ольга Будина: «В начале сериала у нас была такая сцена: молоденькая Нина Градова в смешной форме делает со своими друзьями «пирамиду». Сцена была прекрасна тем, что показывала, как развлекалась тогда молодежь, но все эти белые футболки в сочетании с черными хлопковыми трусами «пузырями» и парусиновыми тапочками – одинаковые для юношей и девушек – смотрелись очень нелепо. Когда я оделась для съемок этой сцены, я, конечно, не нравилась себе в такой одежде, как и другие актеры. И помню, когда вышла из костюмерной, закутанная в шаль, режиссер Дмитрии? Юрьевич сказал мне: «Послушай, ты недостаточно уродливо одета. Здесь тебе еще совершенно необходимы белые носочки». На все мои возражения он ответил: «Ты, пожалуйста, все же надень эти белые носочки. Пусть все увидят, как на самом деле «Советы» могли уродовать красивую женскую фигуру».

«Московская сага» была не первой исторической работой Ольги Будиной, но съемки в «Саге» стали для нее уникальным опытом.

Ольга Будина: «В процессе съемок начальный вариант сценария все время уточнялся и дорабатывался… В романе Василия Павловича было довольно много откровенных сцен. Конечно, мы не имели права показывать эти сцены на экране в праи?м-таи?м, когда кино могут увидеть дети. Соответственно, вместо них были созданы другие. Наталья Владимировна всегда была на съемочной площадке. Все актеры в любой момент могли с ней обсудить свои предложения, сцены. Обычно все всегда работают по заранее утвержденному сценарию, а в данном случае все происходило непосредственно на съемочной площадке. Это был совершенно удивительный опыт».