Презентация книги-каталога «Благословенно Древо»


24 февраля 2015   //   Культура

В ней рассказывается об истории развития искусства церковной резьбы в России, о религиозной символике и сюжетах, о крупнейших российских центрах создания деревянной скульптуры. Русская православная пластика – явление малоизученное и малознакомое широкому кругу. Книга-каталог «Благословенно Древо» призвана восполнить этот пробел. Она уникальна тем, что одинаково интересна и специалистам, и всем, интересующимся древнерусской и современной духовной культурой: статьи написаны увлекательно и доходчиво, иллюстрации – высочайшего качества, да и сама коллекция, ставшая основой издания - практически единственная в своем роде. Благодаря книге-каталогу уникальное собрание Владимира Абрамова систематизировано и атрибутировано, у каждой иконы и крестика появилась своя, подчас непростая, биография, грамотно и доступно описанная профессионалами, а значит, понятная самому неподготовленному зрителю и читателю.

Издание «Благословенно Древо». Мир православной пластики XVI-начала XXI века» является одним из самых полных изданий на данную тему. Книга представляет 150 предметов - это изображения резных изделий коллекции с подробными комментариями. В ней есть как образцы массовых изделий, так и крайне редкие уникальные произведения, которые представлены виде фотографий и описания каждого предмета.

Издание состоит из двух основных разделов: «Мелкая пластика» и «Скульптура, рельефные иконы, запрестольные кресты и детали иконостасов». Большинство изделий, которые можно увидеть в книге, были вырезаны мастерами из дерева, но есть реликвии из кости, камня, перламутра. Самые древние предметы, представленные в новом издании - миниатюрные иконки 16-го века с изображением деисуса (по-гречески - моление), которые раньше составляли походный складень. Отдельный небольшой раздел книги посвящен изделиям (13 предметов), созданным в конце 20 - начале 21 вв. В нем собраны резные иконы и статуэтка, изображающая ангела и выполненная в стилистике Модильяни. Один из самых интересных экспонатов «нового времени» - икона Богоматери «Достойно Есть», отлитая из воска на Афоне в 1991 году.

«Коллекционный Дом Абрамовых, издавая этот труд, ставит первоочередной своей задачей ознакомление широкого круга людей с уникальными памятниками православной культуры. Мы полагаем, что знание своих исторических и культурных корней служит делу истинного просвещения, воспитывает понимание основ веры и духовной силы нашего Отчества», - написал в предисловии Владимир Абрамов.

Издание посвящено 700-летию преподобного Сергия Радонежского, которое отмечалось в прошлом году.

В презентации приняли участие директор Музея имени Андрея Рублева Геннадий Попов; кандидат исторических наук Елена Давыдова - автор-составитель книги-каталога; основатель коллекции и руководитель проекта Владимир Абрамов. В этот день в музее также частично была представлена уникальная коллекция Владимира Абрамова.

«Мы представляем второе издание книги «Благословенно древо», - рассказал гостям и журналистам Владимир Абрамов, владелец коллекции и инициатор появления на свет книги-каталога. - Первое мы презентовали всего год назад. С гордостью могу сказать, что оно стало лауреатом IX конкурса «Просвещение через книгу», и удостоено диплома первой степени Издательского совета Русской Православной Церкви. Книга вызвала большой интерес не только у нас в стране, но и за рубежом (в частности, в Израиле и Голландии). Нас спрашивали: почему книга вышла только на русском языке? Вот собственно это и побудило нас к появлению нынешней книги. Теперь она выходит на двух языках: русском и английском. Конечно же, второе издание дополнено произведениями, поступившими в коллекцию за последнее время. Мы делаем все возможное, чтобы это искусство стало достоянием всех, кто хочет о нем узнать».

Автор-составитель книги-каталога и статей в нем, кандидат исторических наук, сотрудник Музея имени Андрея Рублева Елена Давыдова ознакомила с основным содержанием книги-каталоги и с некоторыми представленными в нем наиболее интересными экспонатами. «На обложке издания - изображение преподобного Сергия Радонежского. Мы не успели подготовить издание к юбилейной дате - 700-летию этого святого, одного из самых почитаемых, которое отмечалось в 2014 году - призналась Елена Владимировна, - но надеюсь, мы все же не слишком опоздали. Сергия Радонежского изображали очень часто, в том числе и в пластическом искусстве, а у мастеров Сергиева Посада он занимал первое место».

Участники презентации рассказали, что традиция изготовления мелких рельефных икон, крестов и панагий пришла на Русь из Византии одновременно с христианством. В отличие от канонической живописи, пластическое искусство предоставляло больше возможностей для вариаций, было ближе к народному творчеству. Дерево широко использовалось в народном быту, резным ремеслом занимались многие деревенские мастера, поощрялось оно и в монастырях. Помимо дерева, в качестве материалов использовались кость, камень, перламутр, даже воск. Рельефные иконы и скульптуры, называвшиеся в древности «иконами на рези», делали и в центральной России, включая Москву, и на Русском Севере, и на Украине. В Новгороде резьба по дереву и кости развивалась как самостоятельный вид искусства. Миниатюрные резные иконы и кресты, изготовлявшиеся для паломников в подмосковном Сергиеве Посаде и Киеве, богомольцы носили по всей России. В места паломничества богомольцы брали с собой резную икону, которая лучше сохранялась в дороге, чем традиционная.

Закончилась презентация книги приятным сюрпризом. Владимир Абрамов продемонстрировал гостям и журналистам новую икону, пополнившую его коллекцию, рассказал о ее необычной новой версии, рожденной руками реставратора: «Однажды на московской барахолке я обнаружил резную икону 19 века. По стилю еще не модерн, но уже и не барокко. В то время одна эпоха в искусстве сменялась другой. Икону стали реставрировать. И под верхним слоем с изображением святой Параскевы, реставратору открылось другое изображение - Спасителя. Перед нами стал выбор - какое из двух изображений оставить - и мы приняли нестандартное решение - оставили оба». Впечатление у всех, увидевших икону, – сильнейшее: Параскева написана как бы на фоне лика Спасителя. И как будто так и было задумано когда-то иконописцем

Автор-составитель книги-каталога - кандидат исторических наук Е.В.Давыдова.

Научные консультанты – кандидат искусствоведения С.В. Гнутова, В.М. Шаханова. Перевод на английский – кандидат искусствоведения Ж.Г. Белик, доктор богословия Хелен Дэйтон, доктор филологии Джон К. Дэйтон. Руководитель проекта и продюсер – Владимир Абрамов.