В 2014 году десять российских фильмов стали коммерчески успешными

26 марта 2015   //   Культура

Независимый исследовательский проект Movie Research презентует свой очередной статистический сборник «КиноСтатистика-2014». По традиции, издание содержит большой объем информации о состоянии киноотрасли в минувшем году. Эту «КиноСтатистику» команда проекта делала, пытаясь получить ответы на вопросы: какова она, жизнь после рекорда, достигнут ли пик прироста посещаемости, как повысить узнаваемость и ожидание российского кино, насколько можно рассчитывать на финансовую поддержку государства и т.д.

Как следует из данных «КиноСтатистики-2014», количество коммерчески успешных российских фильмов в 2014 году увеличилось по отношению к 2013-му году на 25%. Уточним, что успешные фильмы – это релизы, которые за время своего кинотеатрального проката принесли доход продюсерам (ключевой показатель, определен в размере 42,5% от общих кассовых сборов за вычетом производственного бюджета фильма). Согласно международной практике оценки успешности картин в прокате, прочие источники доходов фильма (продажа прав на ТВ, DVD и т.д.) и другие статьи расходов (продвижение, изготовление копий и т.д.) не учитываются.


Коммерчески успешные фильмы 2014 года

Название

Бюджет (млн руб.)

Кассовые сборы (млн руб.)

Доход продюсера от проката (млн руб.)

Горько!2

82,5

550,3

151,38

Кухня в Париже

75,9

501,8

137,37

Любовь в большом городе-3

115,5

520,0

105,49

Друзья друзей

66,0

269,8

48,65

Все и сразу

24,8

123,6

27,79

Корпоратив

66,0

197,1

17,78

Легок на помине

70,0

197,1

13,76

Чемпионы

70,0

183,1

7,81

Здорово и вечно

1,0

6,0

1,54

Выпускной

72,6

171,9

0,45


Итак, в 2014 году 10 картин из 95 релизов принесли своим продюсерам доход за время кинотеатрального проката (годом ранее – 8 из 90). Наиболее доходным по результатам проката стало продолжение вышедшей в 2013 году комедии «Горько!». Однако по сравнению с первой частью данной франшизы сборы новой оказались меньше на 32%. И это при возросшем в 1,7 раза бюджете. Интересно, что другой проект, выпущенный компанией Тимура Бекмамбетова, фильм «Ёлки 1914», по итогам проката не стал доходным для своего продюсера, тогда как предыдущая часть этой франшизы – «Ёлки 3» – лидировала в аналогичном рейтинге в прошлом году.

Все большее количество высокобюджетных российских картин из года в год оправдывают потраченные бюджеты. Однако если в 2013 году максимальный вклад в общую кассу российских фильмов сделали пять картин с бюджетом более 250 млн рублей (принесли более 3 млрд рублей кассовых сборов), то в 2014 году финансовые показатели картин с такими бюджетами были хуже. Но именно они внесли максимальный вклад: таких фильмов было шесть, и собрать общую кассу они смогли только на уровне 2,2 млрд рублей. Картины с бюджетом производства от 75 до 100 млн рублей в прокате собрали более 1,5 млрд рублей – это хороший знак. Годом ранее такие картины внесли в общую кассу российского кино всего 281,3 млн рублей. В 2014 году зритель чаще выбирал фильмы, ориентируясь не только на спецэффекты, но и на сюжетную составляющую. Так, фильмы с бюджетом 50-75 млн рублей собрали в общей сложности 1,3 млрд рублей ( в 2013 году – 867,1 млн рублей).

Из успехов отечественного кино в 2014 году следует назвать работу документалистов. Так, фильм «Здорово и вечно» в Top-15 документальных фильмов этого года занял третью строчку. В предыдущем году отечественным фильмам в аналогичном топе не удалось подняться выше пятого места. Причем «Здорово и вечно» принес доход своим продюсерам, собрав в прокате в шесть раз больше средств, затраченных на производство.

Безусловно важным итогом 2014 года стало сокращение числа посещений кинотеатров (на 0,2%) и минимальный за последние годы прирост кассовых сборов. Что касается российских фильмов, то их посещаемость упала (до 35,1 млн с 36,2 млн человек) после бурного роста в 2013 году. Здесь нужно подчеркнуть, что для половины кинозрителей (43,3%) при этом не имеет значения, в какой стране создан фильм. Лояльное отношение к отечественному кино в целом отметили 35,9% респондентов. Из них более трети (26,7%) отдают предпочтение отечественным фильмам, но и не исключают из досуга фильмы других стран, 9,2% смотрят преимущественно отечественные фильмы.