Выставочный проект "Палладио в России" представят в Москве


27 апреля 2015   //   Культура

Министерство культуры Российской Федерации, Департамент культуры города Москвы, Государственный музей-заповедник «Царицыно», Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева и Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» представляют выставочный проект "Палладио в России". Кураторы: Аркадий Ипполитов, Василий Успенский. Проект демонстрируется с 23 апреля по 26 июля 2015 года.

Выставочные площадки:

Хлебный дом Музея-заповедника «Царицыно» (I часть: от барокко до модерна)

Анфилада главного здания Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева (II часть: двадцатый век)

Итальянский архитектор позднего Возрождения Андреа Палладио (1508–1580) безоговорочно признан всеми историками искусства самым влиятельным архитектором в мире. Для России Палладио имеет особое значение – палладианство определило не только русскую архитектуру, но и многое в русском сознании и бытии. В сентябре-ноябре 2014 года в венецианском музее Коррер прошла выставка «Палладио в России. От барокко до модернизма / Russia Palladiana. Palladio e la Russia dal Barocco al Modernismo», организованная ГМВЦ «РОСИЗО» при участии Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева. Этот проект Министерства культуры Российской Федерации, реализованный в рамках официальных программ Года туризма России в Италии 2014, вызвал большой интерес итальянской публики. Теперь с ним можно познакомиться и в Москве: расширенная версия проекта будет показана сразу на двух площадках: в Музее-заповеднике «Царицыно» и Музее архитектуры имени А.В. Щусева.

Истории русского палладианства до 1917 года посвящена экспозиция в Царицыне. Впервые имя Палладио было написано по-русски в заглавии рукописи 1699 года, приписываемой одному из князей Долгоруковых, сподвижнику Петра I. Значение рукописи огромно – это первый трактат об архитектуре на русском языке: в России имя Палладио сразу же маркировало Архитектуру, причем Архитектуру с заглавной буквы.

Расцвет русского увлечения архитектурой Палладио падает на время царствования Екатерины II. В 1779 году по приглашению императрицы в Россию приезжает Чарльз Камерон, а вслед за ним, в 1780 году, Джакомо Кваренги. При Екатерине сформировался замечательный русский архитектор Николай Львов. Эти три великих архитектора и правоверных палладианца определили неоклассицизм – стиль, господствовавший в русской архитектуре вплоть до 1830-х годов. «В моем отечестве да будет вкус Палладиев», – так сформулировал свою задачу русский архитектор Львов: интенсивное строительство, начатое по всей России именно в екатерининское время и преобразившее ее облик, неразрывно связано с именем вичентинца. Палладианские прообразы легко читаются в самых разных сооружениях: в церквях, дворцах, общественных зданиях, частных домах. Виллу Ротонда без преувеличения можно назвать самым значимым архитектурным образом для России времени неоклассицизма, недаром она послужила образцом как для собора Святой Софии, знака утопического Греческого проекта Екатерины II, так и для императорских резиденций. Образ помещичьего дома с фронтоном и портиком, отражающегося в водной глади – чисто палладианский знак русского Золотого века, как называют в России первую половину XIX столетия.

Около 1900 года увлечение Палладио вспыхнуло с новой силой, и интерес русского модерна к неоклассике XVIII века и ампиру, слившись с тоской по ушедшей в прошлое культуре усадеб, сделал палладианство неотъемлемой частью культуры Серебряного века.

Советское палладианство ХХ века, представленное в Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева – поистине феноменальное явление. И. Жолтовский, И. Фомин, А. Щусев, начинавшие свой творческий путь до революции, и в СССР создавали произведения, пронизанные духом Палладио. Лаконичность палладианского стиля оказалась близка авангардной эстетике революции (известно, что К. Мельников был горячим поклонником творчества великого вичентинца), а затем влияние Палладио заметно и в сталинской архитектуре, возникшей из сложного сплава неоклассики и авангарда. Отдельный зал выставки посвящен творчеству И. Жолтовского, наиболее последовательного палладианца. Завершает экспозицию работа А. Бродского, созданная в преддверии третьего тысячелетия.

Экспозиция впервые позволяет проследить всю трехсотлетнюю историю русского палладианства, включая значительное число неизданных и неизвестных публике материалов из фондов российских музеев и архивов. Палладианство вошло в плоть и кровь русской культуры, так что влияние Палладио вышло далеко за рамки архитектуры. Поэтому на выставке представлены не только архитектурные рисунки, проекты, чертежи и модели зданий, но также живописные и графические работы таких выдающихся мастеров, как Левицкий, Боровиковский, Сорока, Борисов-Мусатов, Судейкин, Грабарь, Бенуа, Добужинский, Кандинский и Суетин.

На выставке представлены работы из коллекций Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева, Государственного музея-заповедника «Царицыно», Государственного исторического музея, Государственной Третьяковской галереи, Московского музея-усадьбы «Останкино», Государственного музея керамики и «Усадьбы Кусково XVIII века», Государственного музея-усадьбы «Архангельское», Российского государственного архива древних актов, Государственного музея А.С. Пушкина, Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея, Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Государственного литературного музея, Научно-исследовательского музея Российской академии художеств и его филиала – Музея-квартиры И.И. Бродского, Государственного музея-заповедника «Петергоф», Государственного музея-заповедника «Павловск», Государственного музея-заповедника «Царское Село», Российской национальной библиотеки, Российской Государственной библиотеки, Библиотеки Российской академии наук, Тверской областной картинной галереи, Череповецкого музейного объединения, Псковского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, Пермского музея современного искусства, а также частных собраний.

Выставку сопровождает каталог, подготовленный кураторами, сотрудниками Эрмитажа, А.В. Ипполитовым и В.М. Успенским.