«Чехов. Чайка». Театральный open-air


15 июня 2015   //   Культура

В минувшие выходные, 13 июня, в подмосковном Мелихово прошла премьера спектакля «Чехов. Чайка» Владимира Байчера, декана режиссерского факультета ГИТИС. Знаменитая пьеса впервые была поставлена в месте своего рождения – на территории самой усадьбы, некогда принадлежавшей великому писателю. Живописные мелиховские ландшафты и постройки, которые хранят дух прежних времен, стали естественными декорациями к необычному спектаклю, большую часть которого зрители наблюдали под открытым небом.

Накануне open-air премьеры в здании театральной школы, которая работает на территории музея, создатели спектакля пообщались с журналистами. В пресс-конференции приняли участие режиссер Владимир Байчер, художник-сценограф Владимир Аншон, Генеральный директор Государственного литературно-мемориального музея-заповедника А.П. Чехова «Мелихово» - Константин Бобков, исполнительница роли Ирины Аркадиной - з.а. России Наталья Беляева, исполнитель роли Сорина – з.а. России Юрий Голышев и Исполнитель роли Константина Треплева – Иван Кожевников.

Открывая конференцию, Владимир Байчер, рассказал, как удалось вписать действие пьесы в пространство чеховской усадьбы, и почему сделать это было нелегко:

«Ставить «Чайку», написанную здесь, в Мелихово, – это большая ответственность. Поэтому, когда мы задумывали спектакль, мы хотели, чтобы в нашей «Чайке» было очень много от того места, которое эту пьесу родило. Таким образом, появилась форма спектакля-бродилки. Ведь территория Мелихово – это усадьба Сорина в миниатюре, где и происходит действие пьесы. Нам хотелось, чтобы зритель вместе с нами побродил по самой усадьбе, оказался у флигеля, на «Колдосвском озере», на крокетном поле. Тут все проникнуто аурой чеховского присутствия. И это невероятный заряд для артистов! С другой стороны – это охранная территория. Каждый вбитый гвоздь, каждая вырытая яма, любая декорация – это целая проблема, потому что ничего нельзя нарушить. Но музей шел нам на встречу, был очень открыт этой работе, и находились решения».

Об удачном и довольно давнем сотрудничестве музея и Мелиховского театра, актеры которого были заняты в постановке, рассказал Генеральный директор Государственного литературно-мемориального музея- заповедника А.П. Чехова «Мелихово» - Константин Бобков:

«На нашей территории сложилось уникальное сочетание: здесь вместе сосуществуют музей и театр. Наш театр – репертуарный и бюджетный, в этом отличие Мелихово от других музеев, которые работают с приглашенными артистами – и это большое достижение Московской области. Наш губернатор откликнулся на просьбы многих театральных деятелей и почти десять лет назад дал нам старт. «Чехов. Чайка» – не первый наш проект. Здесь в разное время с успехом шли «Лихорадка», «Детство», и другие спектакли, которые являлись синтезом наших театральных программ и музейного искусства».

Два года назад художник-сценограф Владимир Аншон, приехавший на фестиваль «Мелиховская весна» с Таллинским театром, тоже проникся атмосферой этого места и признался, что просто не мог не соблазниться на предложение Владимира Байчера вместе ставить новый необычный спектакль: «В Мелихово есть своя топография: историческая и художественная. Поэтому спектакль начинается с флигеля Чехова, где родилась «Чайка». Далее мы по принципу крокета идем от одного места к другому. А еще мы учитывали, что с момента написания пьесы прошло 120 лет, та эпоха стала теперь своего рода музеем для современников. И моей задачей было это показать».

Учитывая необычность постановки, журналисты не могли не спросить у режиссера, о степени дозволенности, с которой, по его мнению, вообще можно вмешиваться в тексты великих классических произведений при создании спектакля. На это Владимир Байчер ответил философски: «Ты имеешь право на все пери абсолютном постижении и уважение к автору. Главное – понять идею максимально глубоко. Я далек от того, чтобы благоговейно дышать над текстом автора, не имея право изменить ни запятой, ни мизансцены – это не нужно. Мы же люди 21 века, мы смотрим из своего времени, поэтому, конечно, мы даем версию».

О чем конкретно говорил режиссер, стало ясно во время спектакля, который получился буквально пронизанным темой космоса, темой перехода от эпохи слова к эпохе цифры. «Совершенно очевидно, что в Мелихово жил абсолютный чистопородный гений. Чехов не только писал и занимался медициной, но и интересовался наукой во всех ее разнообразных проявлениях, - сказал по этому поводу Актер Юрий Голышев (Сорин), - и как человек гениальных способностей, он, конечно, не мог оказаться в стороне от тогдашних научных достижений». Владимир Байчер продолжил мысль: «В монологе Нины все написано. Дело в том, что Константин Циолковский, в то же время, когда писалась «Чайка», работал над своими трудами о полетах к другим планетам. Мы просто разглядели эту тему «космизма» у Чехова и дали ей некоторое развитие. Мы видим перед собой два больших гения, и сближение их имен, идей, тема прорыва – вот то, что нам особенно интересно было показать». Насколько это удалось создателям – теперь может оценить любой желающий.

Стоит отметить, что в Мелихове уже было сыграно несколько десятков «Чаек». На ежегодном Фестивале «Мелиховская весна» эту пьесу, как правило, представляет сразу несколько трупп из разных стран. Но здесь, непосредственно в месте, где была написана, пьеса ставилась впервые. Вот что рассказал режиссер о «пленерном» формате своего спектакля:

«Мне кажется, что театры все больше и больше освобождаются от необходимости работать на сцене-коробке. Это тенденция не сегодняшнего дня, она началась давно, когда театры вышли в помещения фабрик, на улицы, на крыши. Это естественное желание включить среду в контекст театрального действия. Мне кажется, что эта тема с большим потенциалом и очень живая тенденция, которая просуществует еще очень много лет. Мы увлеклись темой спектаклей-бродилоск не потому, что гонимся за модой, а потому, что это интересно. В Мелихово все провоцирует на то, чтобы организовать разные пространства и перемещаться между ними».

Актеры отмечали на конференции, что работа над «Чайкой» получилась необыкновенно интересной и необычной. «Не хотелось вставать в длинный ряд уже созданных «Чаек», – сказала несравненная Наталья Беляева, исполнительница роли Аркадиной. – Уникальность нашей Чайки – это большой подарок для актеров, для меня в частности. К работе мы подходили, вслед за режиссером, с точки зрения взрыва этого материала. Он решен порою странно, но мы надеемся, что убедительно».

А молодой актер Иван Кожевников, сыгравший роль Кости Треплева, признался, что эта роль оказалась самой трудной за всю его актерскую карьеру, но пять месяцев работы над спектаклем были хоть и сложными, но, одновременно, самыми приятными и необычными в его жизни.

Загадкой для журналистов осталось то, что испытывала накануне премьеры актриса Светлана Герасимович, не принимавшая участие в пресс-конференции. А ведь ее Нину Заречную после спектакля отметили и зрители, и журналисты. Необыкновенно проникновенным получился диалог Кости и Нины в последней сцене, после которой ни у кого и сомнений не осталось в том, что Мелихово свершилось настоящее таинство театра, чудо, которое невозможно постичь, но можно почувствовать. Магия места родившего «Чайку» 120 лет назад, и будто оживившего чеховские строки в этот вечер, была настолько ощутима, что овации в честь подаривших этот праздник театра, не стихали еще очень долго.

У тех, кто на премьеру не попал, еще будет возможность увидеть новую постановку «Чехов. Чайка» в Мелихово.

Даты следующих спектаклей: 13, 20 июня, 2, 15,18,26 июля, 9, 22 августа, 5 сентября. Начало в 19.00.

 

 

 

 

 

 

 

 Режиссер Владимир Байчер

Художник-сценограф Владимир Аншон и режиссер Владимир Байчер

Фотографии: Наталья Буданова