Интерактивная цифровая и видео-инсталляции «Смотреть и видеть / Regarder et voir» в Галерее RuArts


15 июня 2015   //   Культура

Анн-Сара Ле Мёр (Франция), Александра Митлянская (Россия), Гийом Герен (Франция), Кристиан Лебра (Франция), Наталья Смолянская (Россия).

Выставка: Интерактивная цифровая и видео-инсталляции.
Куратор: Наталья Смолянская
Организатор: Галерея RuArts, Москва При поддержке Французского института при Посольстве Франции в России
Адрес: 1-й Зачатьевский переулок, 10
Период проведения с 26 июня по 1 августа

С открытием цифровых технологий и интернета необходимость передвижения в физическом мире была дополнена виртуальной мобильностью. Способны ли мы в этом не прекращающемся движении увидеть моменты жизни вокруг нас? И как понять, что мы действительно "видим", а не фиксируем знаки дорожного или интернет-движения?

Каков этот путь – от "смотреть" к "увидеть"?

Анн-Сара Ле Мер

Французская медиа-художница Анн-Сара Ле Мёр, желая, чтобы зритель увидел непредсказуемое, научился "видеть", работает со временем: цветовое пятно на круговом экране, внутри которого находится зритель, изменяется, реагируя на то, насколько внимательно тот рассматривает это пятно: чем медленнее поворачивает голову зритель, тем ближе «подпускает» его к себе цифровой объект, тем больше возможностей открывается смотрящему.

В видеоработе Гийома Герена техногенные "молекулы" перетекают в "глазницах" экранов, создавая единую звуковую и визуальную техно-среду, но, если приглядеться, то можно понять, что убедительность и действенность инсталляции связана с тем материалом, который послужил основой для нее – фрагментом нашей будничной повседневности, преображенной "увидевшим" ее художником.

Гийом Герен can we see we are blind, видео на двух экранах, звук Клод Серьё, 2014, 6'25, кадр из видео

Третий французский художник, Кристиан Лебра, вошедший и в историю экспериментального кинематографа, и видеоарта, остановился в буквальном смысле, над мостом в Венеции, во время дождя. В пульсирующей под ударами капель воды материи он разглядел целую симфонию, записанные во время съемки реальные звуки грозы выстраивают контрапункт "водовороту", который можно было бы, не будь этих звуков, в какой-то момент принять за чистую абстракцию. А что означает абстракция? Выход за пределы простого "считывания", нарратива, концептуальное наполнение?

Кристиан Лебра Водоворот (Tourbillons), видео 11 мин_, 2007, кадр из видео

В этом случае хотелось бы понять ее как остановку, желание замедлиться и рассмотреть окружающую нас вокруг жизнь.

Александра Митлянская вглядывается в самые простые вещи, играя с калейдоскопом, где расходятся лучами узоры от сложенных пальцев, от переплетения ткани, рисунка кожи на запястье… Завораживая постоянно сменяющимся симметричным ритмом, эти визуальные точки образуют путь, где каждое новое движение отсылает и к предыдущему, и к последующему, и самые будничные детали увлекают в путешествие, не требующее изменения координат, а лишь остановки и сосредоточения.

Александра Митлянская из серии видеоработ Трансмутации 2009, серия , кадр из видео

В фотоработах Натальи Смолянской несколько мгновений как бы слились, сплелись в одно, создавая, с одной стороны эфемерную, прозрачную ткань изображения, а с другой, моделируя "скульптурную" форму, пытаясь зафиксировать ускользающие моменты времени...

Наталья Смолянская, из серии фотографий к фото-объектам Рельефы , 2011-2015, оракал, пластик

Соединяя эти инсталляции в едином пространстве, фиксируя моменты времени в световом потоке информации, выставка пытается сфокусировать внимание зрителя на том, что, возможно, не считывается сразу, а проступает постепенно, давая возможность увидеть, разглядеть за рассказанной историей новые картины и горизонты.