17-й Международный фестиваль «Новый Европейский Театр» (NET 2015)


23 октября 2015   //   Культура

 17-й Международный фестиваль «Новый Европейский Театр» (NET 2015) пройдет в Москве с 15 по 29 ноября. 

"Когда мы постигали азы театральных профессий, педагоги учили нас тому, что хорошая традиция в театре – это постоянный поиск новых форм. Нельзя останавливаться на чем-то однажды найденном, невозможно навсегда законсервировать гениальную находку и извлекать из нее дивиденды для последующей работы. Театр рождается в поиске. Театры мира передают друг другу незримые творческие импульсы по абсолютно непредсказуемой системе связи. Вдохновение в голове художника может родиться от одной случайно увиденной картинки. По-настоящему талантливые люди всегда любопытны, всегда открыты для нового. Вот уже 17 лет мы стараемся поддерживать эту связь, являясь небольшим, но важным звеном в цепи обмена информацией, зовущейся контекстом мирового искусства. Мы надеемся еще много лет трудиться над обеспечением ее бесперебойной работы.

В противовес программе NET-2014, практически целиком состоявшей из постановок легендарных театров и именитых режиссеров, основную часть афиши 17-го фестиваля составят новые имена европейских режиссеров, работы которых будут показаны в Москве впервые. Фестиваль NET вновь проходит этап творческой перезагрузки и берет на себя смелость абсолютного первооткрывателя.

Принято считать, что основной костяк современной европейской режиссуры сформировался в период 90-х годов и лидирующие позиции до сих пор продолжают удерживать одни и те же признанные мировым сообществом мастера. Однако театр – это живой организм, который неизменно остается пространством для поиска и зарождения новых творческих идей. Сегодня мы хотим обратить внимание зрителей на самые талантливые постановки молодых и практически неизвестных в России современных художников, работы которых, однако, уже приобрели всемирное признание.

Спектакли бельгийской группы Peeping Tom полны энергии, юмора и эстетических парадоксов. Театр смело смешивает драму и цирк, «физический театр» и пантомиму, современный танец и социальную драму. Само по себе стремление перемешать жанры далеко не ново, но Peeping Tom каждый раз находит оригинальные пропорции для этой «смеси», так что спектакли их становятся и зрелищными — для демократической публики, и смелыми — для ценителей сценического эксперимента. На сцене знаменитого мюнхенского «Резиденцтеатра» постановочная компания осталась верна себе: спектакль «Земля (The Land)» полон неожиданных трансформаций: меняются жанры, меняются стили, меняются места действия.

Неизменным остается лишь зрительское любопытство – невозможно предсказать, что произойдет на сцене через минуту. Кто-то увидит в этом спектакле просто занимательное и изобретательное представление почти без слов, а кто-то – умное и ироничное размышление о природе театра и его возможностях.

Испанский режиссер Давид Эспиноза – единственный в афише фестиваля, кто уже был представлен столичной публике, но просто физически не смог разместить на своих показах всех желающих ознакомиться с его необычными постановками. Дело в том, что Эспиноза создает свой театр на расстоянии вытянутой руки от зрителей. Так, действие его работы «Мой большой спектакль», показанной на NET-2013, происходило на столе, а зрительный зал был рассчитан не более чем на 20 человек. Кукольный театр и театр объектов Эспиноза превратил в удивительный микромир, который даже в комнате нужно рассматривать в бинокль. В его новой работе по мотивам пьес Шекспира камерный формат вовсе не отменяет для зрителя возможность испытать сильные эмоции.

Театры Хорватии прежде никогда не были представлены на фестивале NET. И уж если исправлять эту очевидную оплошность – хорватский театр занимает среди восточноевропейских сценических культур далеко не последнее место, – то начинать надо именно с Оливера Фрлича – самого известного молодого современного хорватского режиссера. Впрочем, уроженца боснийского города Травника правильнее назвать балканским режиссером: он работал в разных странах бывшей Югославии, и тема исторической памяти и недавних военных ран стала главной в его творчестве. Ставит ли он классические или современные пьесы, спектакли Фрлича всегда замешаны на остром ощущении болевых проблем современной южной Европы, и «Гамлет» не только не исключение из этого правила, но едва ли не самое убедительное его доказательство.

Борис Шармац – французский танцовщик и хореограф, одна из центральных фигур французской новой волны и движения «не танец». Известен своим радикальным подходом к танцу, месту танцовщика в нем и отношениям танцовщика и его собственного тела. Его новый спектакль, название которого можно перевести как «есть» или «поглощать», уже стал значимым событием фестивальной жизни и был показан как в лучших театрах Европы, так и музейных пространствах, например, в Тейт-галерее в Лондоне. Разыгрываемый в почти пустом пространстве, освещенном подвешенными под колосники узкими лампами, он начинается с того, что 12 танцовщиков стоят поодаль друг от друга, сжимая в руках листы бумаги формата А4. Один за другим они начинают поглощать эту малопригодную для еды субстанцию. Кто-то проделывает это спокойно, кто-то падает на пол и начинает корчиться и издавать утробные звуки. Все это пиршество перемежается пением классических произведений (например, Седьмой симфонии Бетховена). Трактовать своеобразный пир можно по-разному: в пожирающих бумагу танцовщиках мерещатся и офисные работники, и обитатели консъюмеристского рая, поглощающие все, что можно поглотить. Но, кажется, впервые в истории танца Шармац предлагает задействовать весь организм танцующего. Не только ноги, руки, плечи, но даже рот становится тут средством танцевальной выразительности. Директор Национального хореографического центра Ренна и Бретани, один из официальных резидентов Авиньонского фестиваля-2011 и лауреат целой линейки хореографических премий Борис Шармац впервые представит свою работу на суд столичного зрителя в рамках NET-2015.

Традиционным участником программы фестиваля станет новый спектакль «Студии новой музыки» – The splendor of colours. Он будет показан 28 ноября на сцене Центра им. Вс. Мейерхольда.

Фестивальный клуб NET второй год подряд приглашает зрителей к открытому общению и обсуждению интересных культурных явлений. Ежедневно с 23 по 29 ноября в пространстве Боярских палат СТД РФ будут проходить кинопоказы, встречи и лекции. В этом году Фестивальный клуб знакомит своих гостей с новыми именами молодых документалистов школы Марины Разбежкиной и Михаила Угарова, а также с режиссерами Московской школы нового кино. Темами для дискуссий станут тенденции современного кино и танца, направление музыкальной импровизации, а также русский театр в контексте сегодняшнего дня. В финальный вечер состоится уютный концерт-квартирник с участием молодых музыкантов.

Благодарим наших информационных партнеров: интернет-издание и билетный сервис TeatrALL, радио «Шоколад», радио «Коммерсант fm», Russia Beyond The Headlines (RBTH) - международный проект "Российской газеты", Канал «Москва 24», радиостанцию Moscow fm, сайты thevanderlust.com, oppeople.ru, газету и интернет-издание rabota.ru.

Благодарим наших партнеров: компанию «Академсервис», книжный магазин «Москва», кинотеатр «Пионер», сеть кофеен «Даблби», компании Hoodiebuddie и Trendbooks.ru".

Фестиваль NET (Новый Европейский Театр)

 

Фестиваль проходит при поддержке Союза Театральных Деятелей РФ, Французского института в Москве, Министерства иностранных дел Германии и Гёте-Института.

Фестиваль проходит при поддержке Правительства Москвы и Департамента культуры города Москвы.
Генеральный партнер фестиваля NET – Фонд Михаила Прохорова.