В Москве откроется Музей русского импрессионизма


09 февраля 2016   //   Культура

26 мая 2016 года в Москве на территории бывшей кондитерской фабрики, а ныне культурно-делового комплекса «Большевик», открывается Музей русского импрессионизма.

Более тысячи квадратных метров выставочных площадей, кинотеатр, современная образовательная мультимедийная зона, детский учебный класс, кафе, магазин с книжной и сувенирной продукцией — новый музей по замыслу создателей должен стать культурным пространством, объединяющим выставочную работу с научной, издательской и просветительской. Своей миссией музей, который благодаря работе последних двух лет уже заслужил уважение международного музейного сообщества и принят в состав ICOM (Международного совета музеев), считает исследование истоков развития импрессионизма в России, анализ творчества художников, сформировавших его неповторимо индивидуальный национальный характер, популяризацию импрессионизма как важного направления живописи XIX-XX веков в России и за рубежом, возвращение в антологию русской живописи имен, мало известных широкой публике. Постоянная экспозиция музея — это работы выдающихся русских живописцев из частного собрания основателя музея, мецената и коллекционера Бориса Минца. Импрессионизм русской школы, по его мнению, мало изучен и недооценен. «Мне хочется сделать проект, который был бы значим для русской культуры и для тех людей, которые любят искусство. Наше серьезное преимущество — мы c самого начала делаем абсолютно современный музей», — считает Борис Минц.

Проектированием и превращением бывшего здания фабрики «Большевик» в полноценный музей и одновременно настоящий арт-объект занималось известное британское архитектурное бюро John McAslan + Partners. По их проекту здание музея представляет собой 4-этажный круглый павильон, отделанный снаружи серебристым, отражающим окружающий пейзаж, перфорированным металлом.

Выставочные площади разместятся на трех этажах и займут более 1000 квадратных метров. Постоянной экспозиции отведен цоколь, еще два этажа предназначены для временных выставок. Обновлять их планируется 3-4 раза в год. Это будут работы из частных коллекций и фондов российских и зарубежных музеев.

Постоянная экспозиция музея посвящена развитию русского импрессионизма на протяжении столетия, начиная с 1870-х годов. В нее войдут более семидесяти полотен выдающихся русских живописцев: Константина Коровина, Игоря Грабаря, Константина Юона, Петра Кончаловского, Юрия Пименова и многих других. Директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова так говорит о построении его основной композиции: «Мы оттолкнулись от работ Василия Поленова: в нашей коллекции два его крымских этюда начала XX века и относительно ранняя картина 1879 года. Именно в 70-е годы в русском искусстве появляются первые импрессионистические пробы. Конечно, Поленова нельзя назвать импрессионистом в полном смысле этого слова, однако именно Поленов первым рассказал своим ученикам, Константину Коровину и Валентину Серову, о новых мировых тенденциях, дополняющих цветах и работе со светом». Выдающийся портретный живописец Валентин Серов представлен в коллекции картиной «Окно». А реалист Борис Кустодиев, который сам себя относил скорее к иллюзионистам, — импрессионистской по исполнению «Венецией».

Леонард Туржанский. Москва. Самотёка, 1910-е годы

Николай Горлов. Натюрморт с виноградом и чайником

Петр Кончаловский. Каток "Динамо", 1948

Арнольд Лаховский, Зимний пейзаж, 1935

Борис Кустодиев. Венеция, 1913

Валентин Серов. Окно, 1887

Владимир Рогозин. Зимнее солнце, 2010

Игорь Грабарь. Зимний пейзаж, 1940-1950

Константин Коровин. Гурзуф, 1921

Константин Юон. Ворота ростовского кемля, 1906