Выставка Арнольда Лаховского «Очарованный странник» в Музее русского импрессионизма
Арнольд Лаховский. Очарованный странник.
27 мая — 25 августа 2016 года
Музей русского импрессионизма представляет первую временную экспозицию. В новом выставочном пространстве расположилась масштабная ретроспектива работ Арнольда Лаховского — одного из интереснейших художников своего времени, ученика Ильи Репина, странствующего эмигранта и поклонника Сислея, получившего признание в Европе и США.
Музей русского импрессионизма открывает широкой публике талантливого мастера, который до сих пор незаслуженно стоял в тени своих знаменитых современников. Это первая ретроспектива Арнольда Лаховского в Москве, которая рассказывает обо всех периодах творчества художника. На выставке собрано почти полсотни работ из 12 музеев и нескольких частных собраний. Рядом с известными картинами из Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Еврейского музея и центра толерантности представлены работы Лаховского из Перми и Череповца, Ростова и Астрахани, Иванова, Кулуги и Козьмодемьянска. Масштаб экспозиции придают практически нигде не выставлявшиеся ранее работы художника из частных собраний из Европы и Америки.
Выставка «Арнольд Лаховский. Очарованный странник» показывает феномен русского импрессионизма с неожиданного, непривычного ракурса. Благодаря специально проведенной музеем макросъемке картин, у зрителя впервые появилась возможность заглянуть в «мастерскую художника»: детально рассмотреть приемы и технику, проникнуть в замысел каждого полотна.
В разное время Арнольд Лаховский (1880–1937) жил в России, на Украине, в Палестине, Норвегии, Италии, Бельгии, во Франции и в Соединенных Штатах. Жизненный и творческий путь живописца на рубеже веков был насыщенным, плодотворным и богатым на события. На нем не было трагичных и резких поворотов, это было плавное и неспешное странствие художника-пилигрима.
Мальчик из небольшого украинского городка Чернобыля постигал основы живописи в Одесской рисовальной школе у Кириака Костанди и Геннадия Ладыженского, где учились также Исаак Бродский и Давид Бурлюк. «Способность не только работать с натуры, но и всюду и всегда смотреть, запоминать формы, отношения цветов и затем воспроизводить их по памяти» привили Арнольду Лаховскому именно в Одесской школе. Юношеское эмоциональное и бескомпромиссное отношение к живописи он пронес через всю жизнь. С трудом поступив в училище при петербургской Академии художеств, он, еврей по национальности, вынужден был получать разрешение на пребывание в российской столице. Это право давала Лаховскому учеба. Однако поездка в Палестину обернулась затяжной болезнью и отчислением из Академии. Больше года художник прожил в Иерусалиме, где писал и преподавал. По возвращении в Петербург ему удалось восстановиться на курсе.
Как и многие российские художники, вначале Арнольд Лаховский с энтузиазмом воспринял революцию. Но в 1925 году по приглашению Люксембургского музея уехал в Париж. В советской печати все еще выходили репродукции его картин, когда бурная художественная жизнь Европы захватила художника — он остался во Франции. Работы Лаховского выставлялись в Брюсселе, Копенгагене, Берлине, Белграде, Лионе. Персональные выставки в 1927–1930 годах с успехом прошли в Париже. Состоявшийся мастер, Арнольд Лаховский жадно впитывал в себя традиции французской школы, при этом сумел сохранить свой почерк и индивидуальность.
Очередной творческий виток ждал художника в Америке, куда он переехал по приглашению в 1933 году. Лаховский писал портреты на заказ, жил в Нью-Йорке и Бостоне, преподавал в художественной школе при бостонском Музее изящных искусств. Но в полной мере раскрыться за океаном ему помешала серьезная болезнь.
Арнольд Лаховский никогда не ограничивал себя рамками одного жанра или направления. Он искал, экспериментировал. Остался холоден разве что к набиравшему популярность в начале XX века авангарду. С одинаковым упоением Лаховский писал зимние лубочные русские пейзажи и пуританскую серую Голландию, раскаленные на солнце виды Израиля и серебристый, «вибрирующий» Париж, теплые, уютные европейские улочки и душные петроградские канцелярии. Ученику Репина-реалиста, презиравшего импрессионизм, была близка художественная философия Альфреда Сислея. Горячий поклонник его гения, Лаховский создал несколько пейзажей с тех же точек, что и известный импрессионист. На выставке у зрителей будет уникальная возможность сравнить эти работы — благодаря специально подобранному историческому и художественному контексту.
Арнольда Лаховского отличала удивительная способность переводить сюжеты передвижников на «язык импрессионизма». Художник легкого настроения, он вместе с тем скрупулезно выписывал человеческие фигуры, не по-импрессионистски, а по-репински точно улавливал характеры, подмечал детали, выхватывал яркие эмоции. Но при этом помещал своих искусно проработанных героев в пространство широких мазков, изобилующее тонкими световыми и цветовыми решениями. Потому герои Лаховского лишены патетики и драматизма передвижников, они изобретательны и ироничны. Коробейники на базаре и босые бездомные заставляют любоваться собой даже современного зрителя, внимательнее всматриваться в выражения лиц и наряды, додумывать сюжетные линии.
Одна из самых необычных картин на выставке — «Галицийские типы». У кабинета чиновника своей очереди ждут евреи. В свойственной ему манере, интересно, психологически тонко, художник показал яркие типажи. На оборотной стороне холста до реставрации была видна еще одна картина — пейзаж. Изображение было загрязнено, Лаховский будто бы перечеркнул его несколькими хаотичными мазками коричневой краски, обозначив сторону как «нерабочую». Специалисты очистили ее и обнаружили, что пейзаж тоже представляет художественную ценность. Теперь двустороннее полотно размещено в специальной раме, позволяющей рассмотреть оба сюжета.
Самые яркие картины Арнольда Лаховского «голландского периода» — дамские портреты в интерьере. Представительницы трех поколений в одинаковых позах, одетые в национальную одежду, выполнены в удивительно разных манерах и настроениях. В экспозиции есть и работа «В сапожной мастерской», за которую Арнольд Лаховский получил премию имени Архипа Куинджи.
На многих своих полотнах мастер оставляет «место для зрителя» — незагруженное пространство, позволяющее «вступить» в картину. Живопись Арнольда Лаховского не терпит суеты, в нее стоит всмотреться. Благодаря макросъемке полотен публика сможет уловить некоторые скрытые смыслы, проникнуть в замысел художника. Такого технически детального разбора произведений Лаховского еще никогда не было. В высоком разрешении представлены ключевые фрагменты работ. Каждый сопровождается пояснением.
Московская выставка Арнольда Лаховского имеет особую ценность не только потому, что впервые сводит в одном пространстве работы художника, разлученные в советское время и рассеянные по разным музеям большой страны. Основная часть наследия мастера сегодня все еще находится за границей. И лишь сравнительно недавно полотна очарованного странника понемногу начали возвращаться на родину. Для большой ретроспективы Музей русского импрессионизма отобрал лучшие из них.
Анонсы глянцевых журналов
-
25 августа 2021 Tatler, сентябрь 2021. Номер с двумя обложками: Настя ИВЛЕЕВА \ ЭЛДЖЕЙ
-
25 августа 2021 GQ, сентябрь 2021
-
25 августа 2021 Glamour, сентябрь 2021. Обложка: Ляйсан УТЯШЕВА
-
25 августа 2021 AD, сентябрь 2021
-
22 декабря 2020 Vogue, январь 2021
Обзоры глянцевых журналов
-
18 марта 2013 Vogue Украина – обзор первого номера
-
18 октября 2012 «Мне нравится» SNC
-
04 мая 2012 Tatler в мае
-
08 февраля 2012 Дорогой Jamie Oliver
-
05 марта 2011 Наконец-то Max