Рукопись сказки Алексея Ремизова «Тулумбас» продана за 9,5 млн рублей


22 марта 2016   //   Культура

Сценарий «Любовь и голуби» с рукописными правками Людмилы Гурченко ушел с молотка за 130 тысяч рублей на аукционе «Литфонда»

19 марта аукционный дом «Литфонд» провел торги, в поддержку Музея-мастерской Людмилы Гурченко и посвященные Всемирному дню театра. По итогам первого аукциона Музей-мастерская собрал более миллиона рублей – все средства переданы на его развитие. На второй театральной сессии аукциона редкие рукописи и книги были проданы на сумму более 18 млн рублей.

На аукцион, посвященный легендарной Людмиле Гурченко, было выставлено 55 лотов – все предметы и вещи из личной коллекции актрисы. Основной интерес у коллекционеров вызвали фотографии, автографы, подаренные книги, афиши к фильмам с участием актрисы.

Машинописный сценарий фильма «Любовь и голуби» с рукописными правками Людмилы Гурченко ушел в частную коллекцию за 130 000 рублей. В процессе торгов цена за сценарий возросла в два раза.

Книга Бориса Немцова «Провинциал в Москве» 1999 года выпуска с автографом «Дорогой, блестящей, удивительной и любимой Люсе от автора. [Подпись автора]» также оказалась востребованной у коллекционеров. Книга была куплена за 55 тысяч рублей.

В результате аукциона с молотка ушло около половины лотов, общая сумма вырученных средств составила 1 млн 378 515 рублей.

 

Более 9 млн рублей отдали за 20 рисунков Алексея Ремизова на аукционе «Литфонда»

Вторая сессия аукциона была посвящена театру. Практически более 400 представленных лотов – это редкие книги, автографы и фотографии, связанные с историей искусств, театром, кино и музыкой, а также живопись, графику и предметы декоративно-прикладного искусства.

Среди театральных, литературных и художественных автографов – письма и дарственные инскрипты Михаила Чехова, Владимира Немировича-Данченко, Евгения Вахтангова, Всеволода Мейерхольда, Сергея Эйзенштейна, Фаины Раневской, Александра Вертинского, Леонида Утесова, Марка Шагала, а также других выдающихся людей искусства.

Так, например, собственноручное письмо Всеволода Мейерхольда, адресованное театральному режиссеру, работавшему в театре Мейерхольда в 1920-1930-х гг., Владимиру Семеновичу Канцелю и касающееся возмутительного поведения актера Игоря Ильинского, было продано за 720 000 рублей при эстимейте 200 000 рублей.

Но самый главный лот аукциона, вокруг которого разыгралась основная борьба – рукопись сказки Алексея Михайловича Ремизова «Тулумбас», созданная в Париже в 1935-36 годах. Первоначальная цена рукописи в 3 млн 500 тысяч рублей поднялась до 9 млн 500.

На протяжении долгих лет эмиграции Ремизов не мог найти издателя своим книгам. Как говорил сам Алексей Михайлович, «18 лет не мог найти издателя. Последняя моя книга "Образ Николая Чудотворца" в 1931 году, и только в 1949-м — "Пляшущий Демон"». Именно по этой причине писатель обратился к созданию и оформлению рукописных альбомов, каждый из которых уникален. «Ремизов создавал полудетские, полузаумные графические фантасмагории, удивлявшие игрушечностью при глубоком графическом мастерстве. Он рисовал замечательно и диковинно», - говорил Юрий Анненков.

Рукопись сказки «Тулумбас» с рисунками автора – памятник русской литературы эпохи заката русского символизма. В открытой продаже на российском антикварном рынке подобных книг-альбомов Алексея Ремизова до настоящего момента представлено не было - для коллекционеров представляет исключительную ценность музейного уровня.

Результаты театрального аукциона

Лот 36.Групповая фотография художников на выставке Товарищества Передвижных художественных выставок. / фотограф К. Фишер [автограф]. 1906.

При старте 90 000, ушел за 400 000.

Лот 62. Фотография Лили Брик в балетной пачке. [1918]. 

При старте 70 000, ушел за 180 000.

Лот 89. Евреинов, Н.Н. Драматические сочинения. Т. 3: Пьесы из репертуара Кривого зеркала. Пг.: Academia, 1923.

При старте 5 000, ушел за 110 000.

Лот 109. Толстой, А. Щеголев, П. Азеф. К постановке в Большом драматическом театре. Л.: Academia, 1926.

При старте 1 000, ушел за 70 000. 

Лот 172. Собственноручное письмо Всеволода Мейерхольда, адресованное театральному режиссеру, работавшему в театре Мейерхольда в 1920-1930-х гг., Владимиру Семеновичу Канцелю и касающееся возмутительного поведения актера Игоря Ильинского. Дат. 15-VII-1935.

При старте 200 000, ушел за 720 000. 

Лот 176. Рукопись сказки Алексея Михайловича Ремизова «Тулумбас» с приложением письма, касающегося ее продажи, двадцати акварелей и коллажей. Париж, 1935-1936. 

При старте 3 500 000, ушел за 9 500 000.