В апреле в Петербурге открывается уникальная театральная выставка «Сергей Прокофьев. Гимн любви»


12 апреля 2016   //   Культура

В этом году мир отмечает 125-летие со дня рождения блистательного русского композитора Сергея Прокофьева, чей вклад в сокровищницу балетной музыки бесценен и неоспорим. Памяти музыкального гения XX века Международный фестиваль балета Dance Open в рамках off-программы XV юбилейного сезона посвящает выставку «Сергей Прокофьев. Гимн Любви».

Открытие выставки состоится 15 апреля в 17.00 в фойе Новой сцены Александринского театра.

Центральный сюжет экспозиции – главный балет Прокофьева «Ромео и Джульетта», история его создания и поистине драматическая судьба. Документальные свидетельства ее поворота – от клейма «нетанцевальности», которое скептики пытались поставить на музыку мастера, до триумфального шествия балета по лучшим сценическим площадкам мира – сегодня представляют неоспоримую ценность и бережно хранятся в фондах Государственного центрального театрального музея им. А. А. Бахрушина.

Уникальную экспозицию артефактов истории дополнят предоставленные костюмерным цехом Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского живые немузейные костюмы – роскошные ренессансные одежды, в которых в наши дни вновь и вновь погружаются в океан любви и умирают на сцене Ромео и Джульетта.

История музыки к «Ромео и Джульетте» с самого начала была окружена сюжетами непостижимыми и загадочными. Мало кто знает, что на создание головоломной музыкальной конструкции Прокофьева вдохновила игра в шахматы. Партия длиною в лето, которая была разыграна на 12-ти придвинутых друг к другу досках, могла бы войти в мировую шахматную историю. Но не вошла, потому что фиксировать драгоценные ходы было некому. Композитор играл сам с собой, и рождавшаяся в процессе игры музыка была его самой красноречивой, самой безоговорочной победой. В сентябре 1935 года работа была закончена.

Стоит сказать, что шокирующей доминантой первоначальной версии балета стал счастливый финал шекспировской истории, предложенный Сергеем Сергеевичем в соавторстве с советским режиссером и шекспироведом С.Э. Радловым. Сам Прокофьев в автобиографии писал: «Причины, толкнувшие нас на это варварство, были чисто хореографические: живые люди могут танцевать, умирающие не станцуют лежа… Подействовало на меня, однако, другое. Кто-то сказал: “По существу, в вашей музыке не удалась настоящая радость в конце”, – и это была правда». Немногим позже, после ряда консультаций с хореографами, балетный выход был найден, а музыка – переписана под трагический финал.

И все равно, с точки зрения современников, она была слишком непривычной. Первое советское представление балета, дополненного по настоянию хореографа Л.М. Лавровского рядом новых танцев и драматических эпизодов, состоялось только 11 января 1940 года в Государственном театре оперы и балета им. Кирова в Ленинграде.

Это был вариант в трёх действиях и тринадцати картинах, с прологом и эпилогом, который впоследствии обрел всемирную известность и воплощался самыми разными хореографами на лучших театральных сценах по всему свету. Именно поэтому среди экспонатов «Гимна любви» так много афиш и постеров спектаклей.

Шекспировская драматургия, облаченная в новаторскую музыкальную форму, позволила многим звездам засверкать ярче, по-новому раскрыть свой талант, актерскую индивидуальность. Выставка представляет целую галерею портретов легендарных Ромео и Джульетт разных лет в разных хореографических трактовках: Михаила Габовича и Галины Улановой, Рудольфа Нуреева и Марго Фонтейн, Николая Фадеечева и Майи Плисецкой.

Особое вдохновение подарила всемирно известная история любви и художникам-сценографам. На экспозиции можно увидеть эскизы декораций и костюмов, созданные В.Я. Левенталем и С.Б. Вирсаладзе, и представить себе спектакли прошлого.

Отдельного внимания заслуживают редкие личные снимки самого композитора за работой в кабинете, на репетициях оркестра, за дирижерским пультом.

Помимо архивных исторических материалов, представленных музеем им. Бахрушина, внимание зрителей, без сомнения, привлекут современные экспонаты – сценические костюмы, созданные для труппы Пермского академического театра оперы и балета им. П.И. Чайковского. Именно в этом театре под руководством Алексея Мирошниченко в 2013 году впервые на российскую сцену был перенесен крупноформатный балет «Ромео и Джульетта» в хореографии легенды лондонского Ковент Гарден сэра Кеннета Макмиллана.

Сценические наряды из парчи, бархата и атласа, сшитые вручную, с учетом всех культурных и исторических канонов Ренессанса, поражают своей аутентичностью. Тяжелые ткани, причудливые формы, яркие цвета – все это с легкостью переносит воображение зрителей в шекспировскую Верону.

Художниками по костюмам выступили итальянские мастера, которые сотрудничали с Фондом Макмиллана ранее – в частности, они создавали наряды для «Ромео и Джульетты» в театре Ла Скала в 2010 году. Однако для постановки Пермского театра итальянские художники решили не повторяться и придумали уникальную сценографию и коллекцию костюмов. По приглашению Алексея Мирошниченко с этой командой работала петербургский технолог Татьяна Ногинова, которая адаптировала наряды для танца, сделав их максимально удобными.

Всего было создано более 200 костюмов. В фойе Новой сцены Александринки будет представлена только часть, но и этого хватит, чтобы поразить воображение зрителя. Посетители увидят костюмы главных героев – нежное платье Джульетты с первого бала, щегольский наряд Тибальда, помпезные, нарочито богатые костюмы синьоров Монтекки и Капулетти, элегантный наряд Париса. Кстати, любопытная деталь: многие считают, что впитавшие в себя буйство красок и аромат Италии роскошные одежды внутренней строгостью и геометрией линий чем-то напоминают поэзию шахматных фигур… Каждый посетитель выставки сделает свой вывод сам.

Кстати, увидеть «Ромео и Джульетту» Кеннета Макмиллана в исполнении труппы Пермского балета и солистов Королевского балета Ковент Гарден петербуржцы и гости города смогут 18 и 19 апреля на Основной сцене Александринского театра в рамках XV юбилейного сезона Международного фестиваля балета Dance Open.

Период работы выставки: 15 апреля – 22 апреля 2016 года

Режим работы выставки: с 11.00 до 20.00

Посещение: свободное (в дни спектаклей вход после 18.30 по билетам на постановки)