Вита Буйвид в ММОМА


15 апреля 2016   //   Культура

Московский музей современного искусства и Фонд содействия развитию современного искусства RuArts представляют первую ретроспективную выставку Виты Буйвид, яркой и самобытной художницы, объединившей в своих работах фотографию, живопись и коллаж. Проект займет 5 этажей музея и включит в себя проекты, созданные автором в период с начала 90–х гг. по настоящее время.

Впервые творчество Виты Буйвид представлено в столь полном объеме. В экспозицию вошли такие известные серии как «Как я провел лето», номинированная на премию Кандинского в 2009 году, «Пиономания», «Люби меня, как я тебя», «Инквизиция», «Невский проспект», «Мужчины в ванне», «Prime Time», «Шкуры семейства Бобровых», «Для уюта», «Артек» и многие другие.

У жизни и творчества Виты Буйвид обширная и занимательная география, в которую органично входит работа в Нью-Йорке и Париже. Но ключевые периоды, свзанные с Санкт-Петербургом и Москвой, где художник живет и работает с 1998 года по настоящее время. В произведениях автора образность, эстетика этих городов парадоксально соединяется – то порой конфликтуя.

Петербургская линия пронизана холодом и отчужденностью классического стиля, вкупе с постсоветской богемностью, в то время как московское направление исполнено барочной насыщенности, тяготеет к концептуальному осмыслению глянца и китча.

Работы Виты Буйвид можно отнести к направлению photo based art, но художнику каждый раз удается расширить границы этого жанра. В ее творениях эстетика соединяется с экспрессивной и незавершенной «демократической» фотографией, однако эта «форма» наполнена глубоким содержанием с различными уровнями восприятия. Каждая серия Буйвид – это социокультурный нарратив, раскрывающий подробности жизни богемы, семейных коллизий, личных переживаний, которые превращается в масштабное исследование,способное перенести зрителя от эмоционольного к экзистенциальному. Часто Буйвид причисляют к феминисткам, что, скорее, неверно, так как ее интересы вряд ли можно исчерпать таким однозначным определением.

Работам художника свойственно столкновение мужского и женского взгляда, но попеременно принимает то ироничный, то дра- матичный оттенок. Проекты последних лет становятся отражением времени, предупреждая или отвечая различным историко-политическим событиям в стране. Эволюуию художника можно проследить на примере более чем 30 проектов, в каждом из которых просматривается анализ проявлений «человеческого» во всей полноте и неоднозначности.

О художнике:

Вита Буйвид родилась в Днепропетровске. Работает с фотографией с конца 1980-х годов. В 1994 году художница получает грант бюро русской культуры «Circ» в Амстердаме и работает над проектом о влиянии голландской живописи на русскую культуру. Бла- годаря гранту университета Rutgers едет в Нью-Йорк и увлекается модной съемкой. По возвращении в Россию некоторое время сотрудничает с глянцевыми журналами. В 2000 году работает в Париже по приглашению мэрии города над проектом «Париж. Красный».

Избранные персональные выставки:

1994 - Фотоцентр De Moor, Амстердам

1997 - «Мужчины в ванне». Галерея 21, Санкт-Петербург

2008 - «Как я провел лето». Галерея «АРТСтрелка-projects», Москва

2006 - «Париж. Красный». Музей архитектуры им. А. В. Щусева, Москва

2009 - Vita Aperte. Галерея RuArts, Москва

2013 - «Пиономания». Галерея RuArts, Москва

2014 - «Для уюта». Галерея RuArts, Москва

Избранные групповые выставки:

1996 - «Обновления и метаморфозы. Русские фотографы новой эры». Музей MIT, Бостон; Музей современного искусства Fitchburg, США

1997 - «Плоды воспитания». Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

2001 - «Москва во времени 1920–2000». Московский музей современного искусства

2000 - Manly. Галерея Art in General, Нью-Йорк

2006 - «Фотоэстафета. От Родченко до наших дней». Московский дом фотографии

2007 - Photoquai. 1st World Visual Arts Biennial. Париж