В Центральном Манеже расскажут историю советского кино языком киноплаката


27 апреля 2016   //   Культура

Государственный музейно-выставочный центр «Росизо» и Московский музей дизайна при поддержке Министерства культуры Российской Федерации открывают выставку «История советского кино в киноплакате. 1919−1991». Проект подготовлен в рамках Года российского кино и будет проходить с 13 мая по 13 июня в «Центральном Манеже».

В экспозиции более 300 произведений знаменитых художников-графиков — Владимира (1899-1982) и Георгия (1900-1933) Стенбергов, Михаила Хазановского (1912-1990), Бориса Зеленского (1914-1984), Мирона Лукьянова (1936-2007), Василия Островского (1936-2012) и многих других. Это уникальные афиши 1920-х годов в стиле конструктивизма, редкие работы времен Великой Отечественной войны, плакаты к знаменитым советским фильмам эпохи «оттепели» и переломного позднесоветского периода 1970-1990-х.

Российские зрители знают и любят легендарные фильмы «Девять дней одного года» (режиссер М. Ромм, 1962), «Иваново детство» (режиссер А. Тарковский, 1962), «Не горюй!» (режиссер Г. Данелия, 1968), «Бриллиантовая рука» (режиссер Л. Гайдай, 1969), «Белое солнце пустыни» (режиссер В. Мотыль, 1970), «Двенадцать стульев» (режиссер Л. Гайдай,1971). Выставка «История советского кино в киноплакате. 1919−1991» — редкая возможность познакомиться с афишами к этим фильмам и с их авторами, а также проследить историю развития графического языка киноплаката, сконцентрировавшего многие передовые идеи своего времени.

История русского киноплаката начинается в 1908, когда на экраны вышел первый отечественный игровой фильм производства ателье А. Дранкова «Стенька Разин». В то время художественные афиши театральных премьер и цирковых представлений стали неотъемлемой частью уличного оформления. На фоне всего этого многообразия киноплакат должен был выделяться и привлекать зрителя. В Советском Союзе киноплакат был одним из основных визуальных средств агитации за утопическое коммунистическое общество и важным индикатором социокультурных перемен и ценностей.

Специфика этого жанра графического дизайна заключается в его тесной взаимосвязи с кино. Выставка будет представлена четырьмя разделами.

1920-е годы

В 1920-е годы эстетика монтажного кино потребовала от киноплаката нового изобразительного языка. В этот период монтаж в киноплакате стал важнейшим стилеобразующим фактором; он соединял в одной композиции разномасштабные и разнофактурные элементы.

На выставке будет представлена одна из знаковых работ этого периода — афиша братьев Стенбергов к классике отечественного немого кино «Девушка с коробкой» (режиссер Б. Барнет, 1927), а также киноплакаты к первому советскому фантастическому фильму «Аэлита» (режиссер Я. Протазанов, 1924) Израиля Бограда и знаменитому «Броненосцу «Потемкину» (режиссер С. Эйзенштейн, 1925) В. Силкина.

1930-е — середина 1950-х годов

Для персонажей киноплакатов 1930-х характерен пафос и социальный оптимизм героев Александра Дейнеки и Густава Клуциса. Однако к концу десятилетия эстетический уровень плаката снижается, его отличительной чертой становится схематизм. Киноплакат перестает играть заметную роль в художественной жизни. Киноплакаты военных лет — уникальные свидетельства истории, напечатанные в одну-две краски на простой бумаге. Как и кино, они напоминали о доме, о любви, о том, во имя чего стоило побеждать.

В 1950-е киноплакат становится сюжетно-психологическим, раскрывая содержание и дух фильма. Художники-графики используют язык соцреализма, подчеркивая торжественность момента истории. В экспозиции будут представлены афиши к фильмам «Молодая гвардия» (режиссер С. Герасимов, 1948) Бориса Зеленского, «Жди меня» (режиссеры Б. Иванов, А. Столпер, 1943) Иосифа Герасимовича, «Золушка» (режиссер М. Шапиро, 1947) Льва Офросимова и многие другие. На выставке также можно будет увидеть плакаты к фильмам, которые были сняты с проката.

1956-1969. Эпоха «оттепели»

Относительная политическая свобода «оттепели» способствовала творческому раскрепощению художников. Плакатисты получили возможность выражать свое мнение, свободу «графического слова», «плакатного языка». Если стиль киноплаката 1920-х годов определял монтаж, стиль «оттепельного» плаката определяет метафора. Метафоричны содержание, композиция, графика плакатов; портретные образы получают сложную драматургию; широко используется символика. В начале 1960-х годов в главное издательство киноплаката «Рекламфильм» приходит группа молодых талантливых художников — Мирон Лукьянов, Василий Островский, Лилия Левшунова, Вилен Каракашев. Эти художники создали собственный стиль, которому свойственна острота композиционных решений, подчеркнутая условность графического языка. Зритель сможет ознакомиться с работами к фильмам «Полосатый рейс» (режиссер В. Фетин, 1961) Мирона Лукьянова, «Война и мир» (режиссер С. Бондарчук, 1966) Евгения Гребенщикова, «Морозко» (режиссер А. Роу, 1965) Василия Островского и другие.

Конец 1960-х — начало 1990-х

Расцвет киноплаката в этот период связан с изменениями, происходящими в обществе и сознании человека. Современность плакатного мышления и широкий диапазон выразительных средств помогли художникам адаптироваться к исторической ситуации. Сюрреалистические комбинации, иносказания, аллегории, символичность, знаковость — все средства были использованы для создания плакатов, отвечающих требованиям новой действительности. Большую роль в киноплакате начинают играть фотография и живописное изображение. Плакат продемонстрировал новые возможности, которые открывал фотомонтаж, использующий кинокадры и рекламную постановочную фотографию. Данный раздел выставки будет представлен афишами к таким фильмам, как «Чучело» (режиссер Р. Быков, 1984) Владимира Сачкова, «Игла» (режиссер Р. Нугманов, 1988) Вилена Каракашева, «Униженные и оскорбленные» (режиссер А. Эшпай, 1991) Олега Васильева и другие.

Московский музей дизайна подготовил к выставке образовательную программу. В ней примут участие директор Московского музея дизайна Александра Санькова, арт-директор Электротеатра «Станиславский» Степан Лукьянов, исследователь истории плаката, автор монографий, бывший хранитель плакатного фонда Русской государственной библиотеки Нина Бабурина, искусствовед, художественный критик, Член МОА «Союз дизайнеров» Александр Шклярук, графический дизайнер Эрик Белоусов. Детские мастер-классы проведет Анна Астахова — графический дизайнер, создававшая плакаты для кинофестивалей.

Девушка с коробкой. 1927. Киностудия «Межпром-Русь». Режиссер: Борис Барнет.

Художники: Владимир и Георгий Стенберги.

Российская государственная библиотека

Старое и новое (Генеральная линия). 1929. Киностудия «Совкино».  Режиссеры:  Сергей Эйзенштейн, Григорий Александров

Автор плаката: Иосиф Герасимович. Российская государственная библиотека.

Цирк. 1936. Киностудия «Мосфильм». Режиссер: Григорий Александров.

Автор плаката: Григорий Рычков. Государственный центральный музей современной истории России.

Девушка с характером. 1939. Киностудия «Мосфильм». Режиссер: Константин Юдин.

Автор плаката: Анатолий Бельский. Российская государственная библиотека.

Новый Гулливер. 1935. Московская кино-фабрика. Режиссер: Александр Птушко.

Автор плаката: Николай Хомов. Студия «Электроник».

Парень из нашего города. 1942. ЦОКС. Режиссеры: Александр Столпер, Борис Иванов.

Автор плаката: Николай Хомов. Российская государственная библиотека

Весна. 1949. Киностудия «Мосфильм». Режиссер: Григорий Александров.

Автор плаката: Иосиф Герасимович. Российская государственная библиотека.

История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж. 1967. Киностудия «Мосфильм». Творческое объединение «Товарищ». Режиссер: Андрон Кончаловский.

Автор плаката: Людмила Васильева-Линецкая. Музей дизайна.

Белое солнце пустыни. 1970. Киностудия «Ленфильм», киностудия «Мосфильм», Экспериментальное Творческое Объединение. Режиссер: Владимир Мотыль.

Автор плаката – Мирон Лукьянов. Музей дизайна.

Двенадцать стульев. 1971. Киностудия «Мосфильм», Экспериментальное Творческое Объединение. Режиссер: Леонид Гайдай.

Автор плаката: Мирон Лукьянов. Музей дизайна.

Жертвоприношение. 1986. Svenska Filminstitutet, Argos Films, Film Four International. Режиссер: Андрей Тарковский.

Автор плаката: Игорь Майстровский. Музей дизайна.

Зеркало для героя. 1987. Свердловская киностудия. Режиссер: Владимир Хотиненко.

Автор плаката: Александр Чанцев. Музей дизайна.