"Черешневый лес": торжественное открытие выставки «Русский авангард. XXI век»
12 мая в ГУМе состоялось торжественное открытие выставки «Русский авангард. XXI век», которую представил Открытый Фестиваль Искусств «Черешневый Лес» совместно с Государственной Третьяковской галереей и Императорским фарфоровым заводом.
На экспозиции представлены репродукции всемирно известных мастеров русского авангарда из собрания Третьяковской галереи, уникальное собрание советского агитфарфора Императорского фарфорового завода, а также коллекция BOSCO «Олимпийские одежды», выполненная в конструктивистской стилистике, – новая официальная форма Олимпийской и Паралимпийской сборных России на Играх в г. Рио-де-Жанейро.
Открыли выставку Михаил Куснирович, глава группы компаний Bosco и Зельфира Трегулова, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи.
Михаил Куснирович
– Люди приходят в ГУМ, в центр Москвы и нашей Родины за впечатлениями на все 365 градусов. И сегодня я с удовольствием хотел бы пригласить вас на получение впечатлений от Авангарда, который берет своё начало из века XX-ого, а нами трансформирован в век XXI. Мы, как Главный Универсальный магазин, становимся партнёром Государственной Третьяковской галереи с вытекающими обязательствами по финансово-меценатской поддержке. В ознаменовании этого в качестве первого шага мы совместно решили провести эту выставку «Русский Авангард. ХХI век».
Зельфира Трегулова
– Я очень рада, что уже начиная с 2014 года Олимпийское движение и Олимпиада начинают ассоциироваться с русским авангардом. Так было на Зимних Играх в Сочи. И в этом году для российской команды, участвующей в Олимпийских Играх Рио-де-Жанейро сделана новая форма, которая отталкивается от концепции художников русского авангарда, в том числе и тех работ, которые хранятся в Третьяковской галерее. Почему авангард? Потому что, начиная с 16-17 годов XX века художники русского авангарда, опираясь на политическую востребованность этого вида искусства пытались распространить его идеи через быт, каждодневную жизнь. Они стали делать проекты авангардного фарфора, тканей, костюмов, в том числе и спортивных. В результате возник вот такой конгломерат, который оказался очень востребованным сегодня.
Мне кажется, что задача этой выставки – через такую довольно эффектную, яркую, смелую интерпретацию идей и конкретных образов русского авангарда – не заменить поход в Третьяковскую галерею, а спровоцировать особенный интерес к этому искусству. Мы очень рассчитываем на то, что эта экспозиция будет некоего рода провокацией, которая заинтригует тех, кто ещё не был в Третьяковской галереи на Крымском валу и пришел в ГУМ по простым обыденным покупочным делам. Я верю, что после этой выставки они обязательно придут к нам.
Получить впечатления от русского авангарда в ГУМе пришли Ингеборга Дапкунайте, Анна Меликян, Леонид Парфенов, Алексей Немов, Светлана Хоркина, Светлана Журова и многие другие.
Леонид Парфенов
– Авангард – это последнее русское оригинальное искусство. Это неисчерпаемый колодец возвращений, переосмыслений, обновлений. Стиль, который не получил развития 100 лет назад – был искусственно оборван запретами и утверждением соцреализма – обрел возможность вернуться вновь.
Значение того, что выставка проходит в ГУМе, можно сформулировать так: чем чаще авангард вторгается в бытовую среду, тем лучше. Мы видим квадраты и полосы на одежде, на фарфоровой тарелке или в воздушном пространстве, мы их замечаем. Торговля, в высоком смысле этого слова, всегда стремится к актуальности, стремится говорить с потребителем современным доступным языком. Убедить покупателя в том, что это, в данном случае авангард, сейчас «носится», – вот основная задача. И она решается успешно.
Ингеборга Дапкунайте
– Я считаю, это очень правильно, что искусство таким образом становится доступным. Ведь оно часто считается вещью элитарной. Произведения искусства необходимо популяризировать. Этим активно занимается Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. Пушкина. Сейчас, когда мы все сидим в айфонах и интернете, и интересоваться искусством – это не приоритет, два эти музея выполняют очень полезную и важную миссию, представляя искусство доступно и в интересной форме.
Алексей Немов
– Я знаю, что мы идем в ногу со временем. И делаем правильный выбор, потому что нельзя забывать нашу историю, нашу культуру. Русский авангард, который знают и высоко ценят во всем мире, задает определенную высокую планку для всех наших спортсменов. В такой форме нельзя проигрывать.
Светлана Хоркина
– Я нестандартная спортсменка для спортивной гимнастики. И только искусство и совмещение разных видов спорта нестандартную Хоркину привело к успеху не на одной Олимпиаде. Поэтому, я считаю, это очень правильный ход – объединение спорта и искусства вместе. Тем более, у спорта и авангарда есть что-то общее: это и умение нестандартно мыслить, и умение играть в команде. И очень важно, что BOSCO не только одевает наших спортсменов, оно ещё и образовывает людей, напоминает о событиях, которые были в нашей культуре почти 100 лет назад. То есть это не просто форма, это ещё и знакомство с историей нашей страны.
Екатерина Селезнева, главный хранитель Музея Москвы
– Мне очень нравится идея создания такой выставки в ГУМе. Сюда действительно приходит много очень разных людей. До недавнего времени русский авангард оставался экспортным вариантом советского Большого стиля, а ужасающе долгая прививка соцреализмом вообще вытравила у многих людей способность к восприятию искусства, которое нефигуративно или абстрактно. При этом художники авангарда, особенно конструктивисты, рассматривали свою деятельность, как производство искусства, и именно поэтому такое содержание: «производство искусства – искусство производства», которое мы видим в ГУМЕ, – очень интересно и своевременно. Многим посетителям ГУМа, которые чувствуют себя здесь более раскованно, чем в музее, смогут действительно оценить красоту, элегантность, практическую пользу, – то, что называется стилем.
Татьяна Метакса, заместитель директора ГМИ народов Востока
– Для меня авангард всегда актуален. Уже с детских лет я имела возможность видеть богатейшую коллекцию работ художников русского авангарда у своего двоюродного дедушки, Георгия Костаки. Мне авангард был интересен всегда. В Музее Востока, в котором я работаю, например, работала выставка туркестанского авангарда. Здорово то, что здесь в ГУМе подавляющее большинство людей, которые сюда приходят, впервые прочитают эти фамилии и заинтересуются этими художниками, авангардным движением в целом. Они потом придут домой, захотят узнать больше об этом направлении, найдут информацию об этих художниках в интернете. Прочитают об этом искусстве, полюбят его.
Светлана Журова
– Культура и спорт всегда шли рука об руку. Болеть за нас на Олимпиады приезжали деятели культуры, артисты, певцы. А мы, в свою очередь, когда, было свободное время, всегда старались посещать их спектакли, знакомиться с ними. Олимпийские игры нас сближали. Михаил Куснирович поймал эту волну. Если бы он этого не сделал, сомневаюсь, что кто-то еще смог бы поддерживать это совмещение, как это было в Советском Союзе. Он понял, что такие взаимоотношения спорта и искусства дают дополнительную мотивацию спортсменам для более успешного выступления. Кроме того, русский человек – очень многогранный. Если он спортсмен, он не только спортсмен, у него много желаний, потребностей, и, конечно, необходима подпитка нашим культурным наследием. Я думаю, иностранным СМИ будет, о чем поговорить на Церемонии открытия Олимпиады, когда они увидят нашу экипировку: русские идут в русском авангарде! В авангарде всей планеты!
Центром авангардного пространства ГУМа стал легендарный фонтан, который превратился в объемную супрематическую конструкцию. Его украсили геометрические фигуры насыщенных чистых цветов, а завершающим штрихом стала расположенная под сводами ГУМа абстрактная инсталляция.
Обрели объем и произведения Казимира Малевича и Любови Поповой, которые разместились на 1-й и 2-й линиях в виде многоплановых композиций, а коллекция агитфарфора предстала в обрамлении ярких и лаконичных конструктивистских витрин.
Связующим звеном «века нынешнего и века минувшего» стали образцы экипировки российских олимпийцев. Многофигурные композиции объединили модели экипировки и геометрические элементы, выполненные в конструктивистской эстетике, иллюстрируя путь от идеи создания коллекции до ее воплощения.
Искусство авангарда – одна из самых блистательных страниц в истории русской культуры, мировое достояние и национальный бренд. Лидеры нового искусства XX века – Казимир Малевич, Василий Кандинский, Владимир Татлин, Эль Лисицкий, Александр Родченко, Варвара Степанова и Любовь Попова – работали над созданием новой художественной реальности, которая повлияла на индустрию и технологии XX века.
Представленные на экспозиции репродукции ключевых произведений из богатейшего собрания русского авангарда Третьяковской галереи позволят составить впечатление о таких направлениях искусства авангарда, как супрематизм и конструктивизм.
Изобретенный Казимиром Малевичем супрематизм был основан на комбинациях геометрических плоскостей, окрашенных локальными цветами, а его «Черный супрематический квадрат» стал своеобразным художественным манифестом этого направления.
На выставке супрематизм будет представлен работами Малевича, среди которых – фигуративные и беспредметные композиции, рисунки, опубликованные в альманахе «Уновис» («Утвердители нового искусства»), и, конечно, непременный «Черный квадрат». Также на выставке можно будет увидеть беспредметные работы Ивана Клюна и Ольги Розановой, а также плакаты в исполнении Ивана Червинко.
Значительную часть экспозиции занимает творчество Эль Лисицкого. Зрители смогут познакомиться с его «проунами» («проекты утверждения нового») – примерами объемного супрематизма, из которых впоследствии выросли проекты горизонтальных небоскребов, театральные макеты, а также плакатный, книжный и мебельный дизайн.
«Фигурины» – еще один вид уникальных эскизов Лисицкого, представленный на выставке, – художественное оформление электромеханического проекта художника по мотивам оперы «Победа над солнцем» на музыку Михаила Матюшина и текст Алексея Кручёных. Проект осуществлен не был, а сохранившиеся эскизы костюмов стали достоянием Третьяковской галереи.
Конструктивизм – второе крупное направление авангарда – выдвинул концепцию «производственного искусства». Его приверженцы занимались промышленной графикой, проектировали мебель, посуду и одежду.
На выставке конструктивизм представят «пространственно-силовые построения» и «живописная архитектоника» Любови Поповой, а также композиции Варвары Степановой и Александры Экстер.
Художественные принципы авангарда нашли свое отражение на стыке производства предметов быта и искусства, дав жизнь новому виду декоративно-прикладного творчества – агитфарфору. «Революционный по содержанию, совершенный по форме, безупречный по техническому исполнению», агитфарфор стал неповторимым знаком эпохи, признанным во всем мире. Флагман производства «идейной» посуды – в то время уже всемирно известный завод под маркой ЛФЗ (Ломоносовский фарфоровый завод), а ныне Императорский фарфоровый завод – в годы советской власти превратился в «испытательную керамическую лабораторию республиканского значения». Лучшие образцы агитфарфора были созданы по эскизам Сергея Чехонина, Александры Щекотихиной-Потоцкой, Кузьмы Петрова-Водкина, Наталии Данько, а Николай Суетин не только создавал дизайн, но и на протяжении четверти века возглавлял творческий коллектив завода. В экспозицию вошли копии скульптур Данько, пепельниц и сервизов по эскизам Суетина, чашек и чайных комплектов, «спроектированных» Малевичем, и другие уникальные экземпляры.
Созданные художниками авангарда произведения сложились в фундаментальный «банк данных», сохраняющий идеи, концепции и конструкции, пространственные построения, театральные и архитектурные новации, которые не теряют своей актуальности.
Геометрический стиль, прочно обосновавшийся в европейском и русском искусстве начала ХХ века, дал импульс не только последовавшим за ним художественным течениям, но и современному дизайну, определив его самые актуальные тенденции.
Мощное и яркое авангардное движение вдохновило и российских дизайнеров, разработавших коллекцию BOSCO «Олимпийские одежды» – новую официальную форму Олимпийской и Паралимпийской сборных России на Играх в г. Рио-де-Жанейро. Отголоски живописи Александра Родченко отпечатались на принтах футболок и платьев новой коллекции, а переплетения геометрических фигур с оригинальных дизайнерских проектов Варвары Степановой для текстиля на «Олимпийских одеждах» превратились в фигуры атлетов, которые соревнуются на «олимпийских» толстовках и поло. Своеобразна интерпретация знаменитых рекламных шрифтов того времени: расположение принтов в форме мишени, расширяющейся от центра к краю. Именно в этой технике на куртках и аксессуарах олимпийцев написано слово «Россия», возвращающее к истокам создания бренда: в самых первых коллекциях BOSCO Sport название нашей страны было написано на русском языке.
В плакатной стилистике авангарда 1920-х годов выполнена и капсульная коллекция футболок с эмблемами всех видов спорта, представленных на Олимпиаде в Рио-де-Жанейро.
Течение, возникшее 100 лет назад и воплотившееся в жизнь в соединении искусства и науки, искусства и техники, искусства и спорта, в XXI веке не иссякло и до сих пор оказывает плодотворное влияние на современные художественные процессы.
Анонсы глянцевых журналов
-
25 августа 2021 Tatler, сентябрь 2021. Номер с двумя обложками: Настя ИВЛЕЕВА \ ЭЛДЖЕЙ
-
25 августа 2021 GQ, сентябрь 2021
-
25 августа 2021 Glamour, сентябрь 2021. Обложка: Ляйсан УТЯШЕВА
-
25 августа 2021 AD, сентябрь 2021
-
22 декабря 2020 Vogue, январь 2021
Обзоры глянцевых журналов
-
18 марта 2013 Vogue Украина – обзор первого номера
-
18 октября 2012 «Мне нравится» SNC
-
04 мая 2012 Tatler в мае
-
08 февраля 2012 Дорогой Jamie Oliver
-
05 марта 2011 Наконец-то Max