Современный юбилей. Юбилейный "Современник"
Грандиозный уличный праздник в честь 60-летнего юбилея московского театра «Современник» организовал открытый фестиваль искусств "Черешневый лес".
14 мая на Триумфальной площади собралась легендарная труппа "Современника" - художественный руководитель Галина Волчек, Сергей Гармаш, Марина Неелова, Лия Ахеджакова, Алла Покровская, Валентин Гафт, Чулпан Хаматова, Артур Смольянинов, Алена Бабенко, Ольга Дроздова, молодые артисты и все все сотрудники театра.
Поздравить «Современник» с юбилеем пришли Олег Табаков, Марина Зудина, Евгений Евтушенко, Сергей Шакуров, Денис Евстигнеев, Катя Гердт, Михаил Ефремов, Александр Кибовский, Константин Райкин, Игорь Скляр, Игорь Угольников, Михаил Ширвиндт, Владимир Винокур, Максим Аверин, Игорь Миркурбанов, Татьяна Тарасова, Денис Мацуев, Лариса Рубальская, Иосиф Райхельгауз, Павел Каплевич, Михаил Барщевский, Мария Порошина, Евгений Сафонов, Камиль Ларин, Елена Захарова, Игорь Винокур, Алена Свиридова, Эвелина Хромченко, Этери Левиева, Ян Яновский, Рубен Варданян, Гор Нахапетян, Алексей Немов, Катя Лиепа, Сергей Николаевич, Ким Белов и многие другие.
Художественный руководитель Московского театра "Современник", народная артистка СССР Галина Волчек приветствовала гостей: «Дорогие друзья, спасибо что вы в этот день с нами. Это невероятно, что мы вернулись к началу, на ту площадь, где Современник делал свои первые шаги. Спасибо Черешневому Лесу за этот праздник. Мы вернулись в свою юность. Вот написано: 60, а мне хочется сказать 60 и поставить три восклицательных знака, а потом вопросительных тоже три!»
Открыл музыкально-поэтическую программу Евгений Евтушенко: «Я прочитаю маленькое стихотворение, посвященное „Современнику» и его худруку. Оно называется «Волчиха», — объявил Евтушенко и прочитал стих, в котором упомянул и Ефремова, и Евстигнеева, и Табакова, и Неелову. Но главной героиней стала Волчек. Именно о ней Евтушенко написал: «Нет на свете театральных маршалов умнее и сильнее наших баб. Будь Волчихой, но не просто с Чистых, Волчихой — с незапятнанных прудов». Я благодарен тебе за то, что тебе хватило мужества через все катаклизмы и потери надежд и иллюзий, опять обрести надежду и поднять «Современник» на новую высоту!»
Местом проведения праздника по праву была выбрана Триумфальная площадь. Именно здесь, на площади Маяковского, дом 1, через пять лет после своего рождения молодая труппа «Современника» обрела свой первый настоящий дом. До этого, со дня основания театра 15 апреля 1956 года, объединенные Олегом Ефремовым молодые артисты, вчерашние выпускники Школы-студии МХАТ, вынуждены были пять лет скитаться по случайным площадкам. «Современник» собирал переполненные залы, оставаясь по сути бездомным.
Олег Табаков: «Театр, как утверждал Немирович-Данченко, живет 20 лет. Потому что 20 лет – это срок жизни одного поколения. Так, во всяком случае, считали мхатовские старики. Современник трижды опроверг это, хотя задача была непростая: оставаться театром своего времени. Желаю сегодняшнему юбиляру быть современным ещё как минимум 20 лет.»
«Преемственность поколений — это уникальная заслуга Галины Борисовны. Знаете, это похоже на футбольную команду. В ''Спартак'' приходят спартаковцы. ''Современницы'' и ''современники'' они тоже не все подходят по духу. И она точно знает, кого из молодёжи нужно звать. И они уникально вписываются в этот коллектив», - отмечает пианист, народный артист РФ Денис Мацуев.
На один вечер 14 мая Триумфальная площадь погрузилась в атмосферу начала 1960-х годов: под сенью настоящего городского парка с качелями, театральными тумбами и мороженщицами вновь прогуливались девушки в пышных юбках в горошек и ярких блузках, а молодые люди щеголяли в брюках-дудочках и галстуках-«селедках». Атмосфера вечера была самая неформальная. На подмостках у памятника Маяковскому – символа оттепели, вновь, как и 60 лет назад, прозвучали мощные и яркие стихи - Пастернака, Бродского, Вознесенского, Евтушенко, Ахмадуллиной в исполнении актеров Современника Чулпан Хаматовой, Сергея Гармаша, Алены Бабенко, Артура Смольянинова.
На сцене-ракушке – непременном атрибуте всех городских парков конца 50-х годов – прошел настоящий летний музыкально-художественный вечер, который подготовили артисты «Современника». Они исполнили стихи поэтов-шестидесятников и любимые песни тех лет: «Нежность», «Часовые любви», «Хорошие девчата», «Ландыши», «Надежды маленький оркестрик.
Денис Евстигнеев
Поздравляю Современник в лице своей мамы, Галины Борисовны. Делаю это каждый день. Поэтому даты для меня не важны, но тем не менее дата- 60 лет - хорошая, круглая. Я был на всех датах Современника, начиная с 10 - летия, по-моему. И сегодня самое главное для меня, что живы все мои родные, все держаться пока. И для меня это самое важное на сегодняшнем празднике.
Сергей Гармаш
– 60-летие не является по закону юбилеем, но нам так важно отпраздновать этот день рождения.
Когда смотришь на Концертный зал им. Чайковского, плакаты с поздравлениями от других театров, которые там висят, когда понимаешь, что это происходит в самом центре Москве, где родился театр «Современник», где было первое здание, хочется сказать «так просто не бывает». Я не видел еще такого количества людей с со светящейся радостью в глазах: они отправились в путешествие в другое время. Кто-то мне попытался задать такой вопрос: а это будет интересное шоу? Это не шоу! Это праздник, это действо, это то, что становится частью твоей жизни. Юбилей театра «Современник». И представить его без фестиваля «Черешневый Лес» невозможно. «Современник» и «Черешневый Лес» – это такая традиция, такая дружба! Я хочу сказать всем огромное спасибо, всем, кто вбил здесь первый гвоздь и кто последним будет убирать эту площадь. Михаила Куснировича, единственного в нашей стране я могу называть меценатом. Это человек, который не делает действо просто ради действа. Все это делается творчески. Люди вкладываются и получают от этого удовольствие.
Чулпан Хаматова
– Больше всего меня тронула репетиция вечера: мы пели песни, которые звучали в то время и плясали здесь. Кроме нас на площади Маяковского, на том месте, где раньше был «Современник», никого не было. Мы здесь были абсолютные хозяева. Это было невероятное счастье. Театру хочется пожелать молодости, радости, риска и азарта, всегда идти вперед несмотря ни на что.
Конечно, ни один парк не может обойтись без танцплощадки – излюбленного места стиляг и влюбленных парочек, где можно показать свое танцевальное мастерство и наряд «по последней моде». Московский джазовый оркестр под управлением Игоря Бутмана заиграл "Серенаду солнечной долины" - и тут мало кто из зрителей мог устоять на месте!
Этот праздник – не только воспоминание, как привет прошлому, но и благословение на будущее театру, без которого немыслима наша культура.
Марина Неелова
– Это прекрасный день, это прекрасный вечер, это прекрасный праздник, это прекрасные воспоминания, это наша юность, это наша молодость, это наша зрелость, это все, что сопутствует нам всю нашу жизнь. Мы всегда помним эту площадь, этот маленький театр, в котором начинали замечательные великие артисты, и мы счастливы, что сегодня отмечаем этот праздник и не верим, что нам уже столько лет.
Театр дышит вместе со временем. Дышит этим временем, этим воздухом, смотрит в эти окна, на эту улицу, он видит своих молодых зрителей. Эти молодые, новые зрители, которые приходят в наш театр, привносят нам свою сегодняшнюю энергию.
Лия Ахеджакова
– Когда-то здесь, на этом месте, около Маяковского читали такие прекрасные стихи такие прекрасные люди. Жизнь била ключом. Я не думала, что юбилей пройдет так замечательно. Я шла и думала, что еще нам дождя не хватало, а мы будем отмечать на автомобильной стоянке. Но когда я узнала, что делать мероприятие будет Михаил Куснирович, я поняла, что дождя не будет. У Миши таких ошибок не бывает. Все прошло гениально.
Михаил Ефремов
– Прекрасные впечатления, радостная весенняя атмосфера. Праздник очень точно передает дух времени: здесь столько людей, которые дарят ощущение не зря прожитой жизни.
Татьяна Тарасова
– Я благодарна своей жизни, что дожила до этого прекрасного дня, когда я могу сидеть на станции «Маяковская», слышать, как в молодости, как читает стихи Евтушенко, смотреть на Галину Борисовну, на Олега Павловича, на Валентина Гафта, на Марину Неелову и быть абсолютно счастливой рядом со своими близкими и друзьями.
Я ходила на все спектакли и на все репетиции – почему-то меня пускали, я помню все их спетакли. Я так в этот театр влюбилась, что даже вышла замуж за актера «Современника»: все здесь родное. И Галина Борисовна – самый яркий представитель современной жизни. К ней всегда будут тянуться люди, потому что с ней ты чувствуешь себя рядом защищенным, готовым делиться своим талантом с другими. Рядом сидят Олег Павлович, еще один создатель театра, Валентин Гафт, Лилия Толмачева. Почти все, кто собрался здесь – родные мне люди.
Не каждому удается создать атмосферу, где разным людям разных профессий, занимающимся абсолютно разными делами, людям талантливым – всем хорошо абсолютно одинаково. Здесь мы чувствуем себя дома, а такой обстановки в Москве сейчас добиться практически невозможно. Это произошло только благодаря таланту и проникновенной любви Миши Куснировича ко всему, что было до него и что составляет его жизнь сейчас. Он человек огромного таланта. Человек огромной доброты. Ему всегда удается то, что он задумывает.
Игорь Миркурбанов
Праздник получился волшебный. Это какое-то колдовство, волшебство. Мы действительно перенеслись на 60 лет назад. Удалось передать дух и атмосферу тех лет, когда создавался Современник. Получилось и грустно и радостно, и светло и печально, потому что это, конечно, целая эпоха. Что-то я застал, что-то ушло безвозвратно, но такой ренессанс своеобразный прямо опрокидывает и в мое прошлое и в мою юность, в то самое чистое и хорошее, что было в ней.
Марина Зудина
Человеческий, душевный юбилей. Он какой-то нежный, чувственный, добрый, по-хорошему наивный. Эта площадь Маяковского, эта эстрада. Все начиналось здесь! А в окружении Михаила Куснировича – люди, которые сохраняют детскую наивность. Способные верить в чудеса, которые они сами устраивают. И это очень характерно для то времени. Оно какое-то было светлое, у всех была безусловная вера в замечательное будущее и то, что искусство может изменить мир. И люди, которые присутствуют здесь, они тоже в это верят до сих пор. И потом фестиваль «Черешневый лес» - это всегда повод повидаться, поделится накопленными эмоциями, тем, что сделал за год. Для меня это очень добрый, радостный праздник всегда.
Александр Кибовский
– Формат мероприятий фестиваля «Черешневый Лес», когда мы выходим в городское пространства, - это праздник не только для себя, но и для всех окружающих. Такое количество людей слушают концерты, чтения, выступления – это очень правильно, потому что это позволит наполнить наш город хорошим красивым культурным контентом. Вот, например, Триумфальная площадь, которую мы благоустроили, украсили такими интересными конструкциями: надо добавить в нее культурную составляющую. И мне очень приятно, что разные партнеры предлагают нам разные проекты, которые уже имеют место на постоянной основе.
То, что мы отмечаем юбилей «Современника» в большом формате, открытом для всех, - это правильно и здорово. Спасибо большое организаторам за то, что они нашли на этом празднике место для всех.
В начале и середине 1960-х годов адрес на пересечении Садового кольца и улицы Горького (нынешней Тверской) вообще был особенным. Рядом с «Современником», очередь за билетами в который выстраивалась с ночи, под памятником Владимиру Маяковскому собирались молодые поэты и те, кто страстно мечтал услышать новые стихи Бэллы Ахмадулиной, Андрея Вознесенского, Роберта Рождественского, Евгения Евтушенко. Тут же находилась и редакция журнала «Юность», где печаталась новая проза – тексты с иной интонацией, иным звучанием, свежим, правдивым. И авторы, в частности, Василий Аксенов, так и переходили из одного угла площади в другой – из редакции, где их публиковали, в театр, где их ставили.
Сразу после переезда «Современника» на Маяковку, артист соседнего Театра Сатиры и большой друг начинающего театра Александр Ширвиндт пошутил: «Дали сносное здание». Однако оно стало для молодой труппы настоящим домом – идеальным, лучшим и любимым. И все-таки «сносным» в одном из значений этого слова здание, к сожалению, оказалось: в 1974 году оно было разрушено. Тем не менее, популярность молодого театра была столь велика, что в сознании большинства москвичей «Современник» и площадь Маяковского слились воедино навсегда.
Время перемещений территориальных совпало в театре с перемещениями кадровыми. В 1970 году во МХАТ ушел Олег Ефремов, и два года его ученики: Галина Волчек, Лилия Толмачева, Олег Табаков, Игорь Кваша, Евгений Евстигнеев – пытались руководить театром коллегиально, однако в 1972 году труппа приняла решение, что театр должна возглавить Галина Волчек – режиссер, поставивший к тому времени целый ряд выдающихся спектаклей.
В 1974 году «Современник» переехал на Чистые пруды в реконструированное под нужды театра здание бывшего кинотеатра «Колизей». С тех пор этот адрес – Чистопрудный бульвар, дом 19 – родной дом театра. Именно с его обликом, со взметнувшими над бульваром белыми колоннами зрители отождествляют театр «Современник», режиссерам, артистам и спектаклям которого уже шесть десятков лет аплодируют зрители и в Москве, и на гастролях, а с ними коллектив побывал и в большинстве крупных городов России, и на площадках практически всех театральных столиц мира.
10 лет назад в 2006 году именно на Чистых прудах «Черешневый Лес» устроил грандиозный праздник в честь 50-летия «Современника». Был посажен вишневый сад, а на импровизированной сцене прошло яркое выступление Государственного академического ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева.
Все годы существования фестиваль «Черешневый Лес» связывает творческая и человеческая дружба с театром «Современник» и его художественным руководителем, народной артисткой СССР Галиной Волчек, одним из идейных вдохновителей и членом Попечительского совета фестиваля, лауреатом премии Олега Янковского.
В программе фестиваля разных лет были премьеры спектаклей Кирилла Серебренникова «Антоний и Клеопатра», «Заяц love story» Галины Волчек, «Скрытая перспектива» Евгения Арье, «Бог резни» Сергея Пускепалиса. Неоднократно театр предоставлял сцену друзьям фестиваля: Театру миниатюр Резо Габриадзе, израильскому театру "Гешер", детскому «Театру на набережной».
Премии «Черешневого леса» «Творческое открытие», присуждаемой в честь Олега Янковского, удостоены артисты «Современника»: Сергей Гармаш, Валентин Гафт, Лия Ахеджакова, Чулпан Хаматова, Алена Бабенко, Сергей Юшкевич и Евгения Симонова.
Игорь Угольников
– Для человека 60 лет – это немного, а для театра катастрофически много. Современник – это уже данность, как Московский Художественный театр, как Большой, как Малый. Другое дело, что «Современник» должен все время оставаться современным. А это значит, что теперь там должны быть молодые артисты, молодые веяния, молодые постановки, при этом не забывая о стариках, которых надо любить, чествовать и прислушиваться к ним.
Примечательно, что именно «Черешневый Лес» празднует сейчас 60 лет «Современнику» именно здесь. Это плод дружбы Галины Волчек, нашей общей мамы, с Михаилом Куснировичем, плод дружбы вообще всех московских серьезных театралов. «Черешневый Лес», как всегда, потрясает, и вот уже много лет мы называем себя семейством Черешневого Леса: очень отрадно чувствовать себя в этой прекрасной удивительно семье.
Надеюсь, что у театра «Современник» и сейчас, и после этого огромного ремонта, когда мы увидим новую сцену, будет огромное современное будущее.
Ольга Дроздова
Здесь те люди, которых я люблю: Галина Борисовна Волчек, Ахеджакова, Гафт, Покровская. Я воспитывалась у них, поэтому я чувствую себя как дома здесь. Родному театру на следующее десятилетие желаю смелости, может быть чуть большего хулиганства и, конечно, новых премьер.
Эвелина Хромченко
– 60 лет для любого театра – это только начало. Человек в 60 лет еще молод, у него все только начинается. 60 – это новые 40, а уж про театр и говорить нечего. Секрет его молодости – в качестве спектаклей и в профессионализме труппы.
Поддерживать на высоком уровне все выпуски одного мероприятия сложно, а делать его лучше от раза к разу еще сложнее, но команде BOSCO DI CILIEGI это неизменно удается.
Елена Захарова
–Я очень люблю «Современник». Из их спектаклей на меня больше всего произвел впечатление «Крутой маршрут», «Мария Стюарт» - потрясающий спектакль. Из последнего меня поразила постановка «Враги. История любви». И режиссура, и актерские работы невероятные. Я посмотрела этот спектакль на одном дыхании. Так бывает: получаешь такое наслаждение, что готов смотреть и четыре, и пять часов. Современность – это выбор материала, хорошие артисты, прекрасная Галина Борисовна.
Михаил Ширвиндт
– Настоящий праздник – это не когда прошла демонстрация. Сейчас праздник будет правильным, потому что мотив и тема способствуют этому. Это святое место в городе во всех отношениях в Москве. Помимо того, что мы стоим у подножья памятника Маяковского, здесь находился театр, юбилей которого мы сейчас празднуем. Для меня это святое место, потому что я проработал в этом театре год в качестве монтировщика декораций: старые артисты помнят, как я выносил им стулья, таскал щиты. Для меня это праздник с сединой на висках, с мозолями на руках, и я очень рад, что господин Куснирович сделал этот праздник достоянием вечности и народа.
Владимир Винокур
– Если сравнить «Современник» с МХТ или Малым театром, то 60 лет – это вообще юность. То, что этот юный театр так популярен в Москве и в мире – это большая заслуга Гали Волчек и ее актеров. Этот театр знают в мире: они были на гастролях в Америке, во Франции, в Англии, и везде выступали с бешеным успехом. Сам я поклонник этого театра уже много десятилетий.
Современность – это прекрасные сценаристы, это Галя, которая независимо от того, что время идет, остается суперсовременной женщиной и режиссером, не ревнует и приглашает прекрасных режиссеров, которые с ней сотрудничают. Самое главное – это обойма актеров, огромное количество звезд, которые родились в этом театре.
Сегодня праздник великого коллектива. Такое количество людей, актеров, коллег, которые пришли поздравить такой прекрасный коллектив – это уже победа.
Анонсы глянцевых журналов
-
25 августа 2021 Tatler, сентябрь 2021. Номер с двумя обложками: Настя ИВЛЕЕВА \ ЭЛДЖЕЙ
-
25 августа 2021 GQ, сентябрь 2021
-
25 августа 2021 Glamour, сентябрь 2021. Обложка: Ляйсан УТЯШЕВА
-
25 августа 2021 AD, сентябрь 2021
-
22 декабря 2020 Vogue, январь 2021
Обзоры глянцевых журналов
-
18 марта 2013 Vogue Украина – обзор первого номера
-
18 октября 2012 «Мне нравится» SNC
-
04 мая 2012 Tatler в мае
-
08 февраля 2012 Дорогой Jamie Oliver
-
05 марта 2011 Наконец-то Max