В Москве в год 30-летия аварии на Чернобыльской АЭС представят проект "Предвидение"
Музей АЗ (Музея Анатолия Зверева), Фонд «Два Андрея» (Андрей Рублев, Андрей Тарковский) и Электротеатр Станиславский в рамках культурной программы ХХХVIII Московского международного кинофестиваля в год 30-летия аварии на Чернобыльской АЭС представляют проект "Предвидение".
28 июня – 13 июля 2016 года
Электротеатр Станиславский, Тверская улица, д.23
Большие художники обладают даром предвидения.
Мы должны это знать, не забывать и прислушиваться к Вестникам.
Художник Петр Беленок родился в 1938 году в деревне под Чернобылем. В 70-е годы прошлого века написал серию картин, изображающих страшную катастрофу. Свою художественную систему он определил как «панический реализм».
Всемирно известный режиссер Андрей Тарковский родился в 1932 году в семье выдающегося русского поэта Арсения Тарковского. В 1979 году снял фильм «Сталкер», в котором показал мир после катастрофы.
Авария на Чернобыльской атомной электростанции произошла весной 1986 года.
В рамках проекта представлены:
картины художника Петра Беленка (1938 – 1991);
фильм «Сталкер» режиссера Андрея Тарковского (1931 - 1986);
фоторепортаж с места аварии на Чернобыльской АЭС журналиста Виктории Ивлевой (1990 год).
На выставке прозвучит музыка Эдуарда Артемьева к фильму «Сталкер» (1973); 4 симфония, op.17 (1963) Николая Каретникова; «Плач по жертвам Хиросимы», сочинение для 52 струнных инструментов (1960) Кшиштофа Пендерецкого; «Китеж-19», электроакустическая композиция (2005) Ираиды Юсуповой.
Автор проекта - Полина Лобачевская
Генеральный директор Музея - АЗ Наталия Опалева
Дизайнер проекта - Геннадий Синев
Медиахудожник - Александр Долгин
Модератор кинопоказов - Вячеслав Шмыров
Арт-директор Музея АЗ, автор проекта «Предвидение» Полина Лобачевская:
«Впервые увидев картины Петра Беленка, я испытала потрясение: как мог художник в начале - середине семидесятых вообразить и изобразить катастрофу, случившуюся в Чернобыле в 1986-м году?! И тут же вспомнила кадры, запечатлевшие Зону в фильме Тарковского "Сталкер", который вышел на экраны в 79-м. Тема предчувствия, предвидения всегда интересовала меня. Может ли человек развить в себе эти способности? Что для этого следует делать - развивать мозг или воспитывать душу? Или укреплять дух? А может, Бог наделяет даром предвидения в подарок - кого вздумает, того и наградит? И вместе с даром выдающегося художника еще и дар пророчества довеском подкинет? Этот дар - удача или тяжкое бремя? Интересно, а сейчас живут среди нас художники, способные изобразить наше ближайшее будущее, хотя бы лет через десять?
У меня возникает много вопросов, на которые я не знаю ответов, но мне интересно об этом думать и интересно делать проект, ставящий вопросы перед зрителями. Я считаю, что сегодня искусству следует не сообщать и учить, а вопрошать и озадачивать.
Я рада, что над проектом увлеченно работают мои коллеги по Музею АЗ, прекрасные киноведы из Фонда «Два Андрея» и команда Электротеатра Станиславский».
Киновед, кинокритик Зоя Кошелева:
«Пятая, последняя сделанная на Родине картина Андрея Тарковского «Сталкер» вышла на экраны в 1979 году. Это фильм — притча, снятый по мотивам повести братьев Стругацких «Пикник на обочине». В 1980-м «Сталкер» получил Приз Экуменического жюри Канского фестиваля.
Работа над картиной была необычайно долгой и трудной. Сценарий «Машина желаний», написанный братьями Стругацкими, бесконечно переписывался. Последние исправления Тарковский вносил в сценарий уже в процессе съемок. Первоначально натура для съемок была выбрана в Таджикистане, снимали же в Эстонии и Подмосковье. На съемочной площадке сменились три оператора. Леонид Калашников сменил Георгия Рерберга, а окончательную версию снимал Александр Княжинский. Менялись и художники-постановщики. Александра Бойма заменил Шавкат Абдусаламов. В титрах же художником-постановщиком значится сам Андрей Тарковский.
В результате режиссерских творческих поисков картина являет собой аскетическое единство стиля. Сине-зеленое, почти монохромное изображение с редкими вкраплениями цветных кадров, малые и большие художественные детали, работа актеров, музыка, — все подчинено единой цели разорвать границы материального мира, понять и почувствовать метафизику мироздания. «Чем-то мое желание делать «Пикник» похоже на состояние перед «Солярисом». Теперь я уже могу понять причину. Это чувство связано с возможностью легально коснуться трансцендентного», — писал Тарковский в своем Дневнике. Научно-фантастическая философская повесть трансформировалась в притчу, герой-авантюрист Сталкер — в блаженного.
«Сталкер» — это духовное странствие, путь трех героев — Сталкера (А. Кайдановский), Писателя (А. Солоницын) и Профессора (А. Гринько) — к познанию самих себя. Стремление к самопознанию манит их в Зону, пограничную область бытия. Зона в картине — живая субстанция, которая пугает, угрожает, карает, изменчива и непостоянна, но самое главное ее свойство — способность отражать душевное состояние того, кто пришел. С другой стороны, Зона — предвестник Апокалипсиса, предупреждение, предвидение.И жена Сталкера (А. Фрейндлих) читает именно ту часть Откровения, в которой говорится о проклятиях и несчастьях, обрушившихся на людей за их неверие (Откр. 6: 12 - 17). Через несколько лет после выхода картины слово «зона» прочно связалось в сознании людей с Чернобыльской катастрофой. И художественная метафора оказалась гениальным предвидением».
Петр Беленок (1938-1991)
Художник, скульптор. В 1970-е - постоянный участник квартирных выставок, а также экспозиций во Франции (Exposition au Muse’е Russe en Exil, Можерон), Германии (Progressive Stromungen in Moskau, 1957–1970, Museum Bochum), Италии (La Biennale de Venezia, Венеция), Англии (Лондон), США (Вашингтон), Бельгии (Брюссель).
В 2003 году состоялась выставка художника в ООН в Нью-Йорке (Petr Belenok: In Black and White Space, Организация Объединённых Наций, Нью-Йорк).
Одновременно с рождением европейского фотореализма и американского гиперреализма Петр Беленок начал собственные эксперименты по созданию направления, которое он называл «паническим реализмом». Его композиции наполнены убегающими и летящими человеческими фигурами с космическом пространстве, будто в фантастическом кинематографе.
Работы Петра Беленка находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Московском музее современного искусства, музеях США.
Из воспоминаний Анатолия Брусиловского:
"Длинный, худой Петя с типичным южным теноровым говорком, с немосковской бурной жестикуляцией часто приглашал к себе в подвальную мастерскую. Вообще-то он был скульптор и для заработка ваял "Ильичей" и прочих вождей, а для души писал абстракции с включением коллажа - несущиеся в вихре фигурки людей, то ли гибнущие в шквале стихии, то ли спасающиеся бегством. Эти экспрессивные черно-белые абстракции вызывали сильное чувство конца света.
В подвале (очевидно, бывшей котельной) стояли ещё недоделанные идолы "Лениных" - источник заработка: надо было кормить семью. Отдельно - контрастом - Петины почти монохромные работы, большие холсты. Он нашёл свою запоминающуюся манеру и тему, психологически очень созвучную тогдашнему настроению. Я предложил Пете назвать своё направление катастрофизмом.
Петя старался по крохам узнавать о художниках по ту сторону "железного занавеса", он немного читал по-французски. При полном отсутствии выставок современных западных художников иногда удавалось найти хоть книжку с репродукциями. Его кумиром был Анри Мишо, что-то созвучное у них было, какие-то стыки пластического языка. Но, разумеется, Беленок был целиком самобытен.
Накрыв самый простецкий столик и водрузив непременную бутылку украинской версии водки - горилки, Петя воодушевился, его круглые, по-детски наивные глаза светились радостью, и только частые тосты "Ну, будьмо!" прерывали нескончаемые беседы. Сыпались вопросы: "А как там у Андре Бретона? А Ив Танги? А помнишь у Дельво? Тристан Тцара писал по этому поводу..." А вокруг серые цементные глыбы истуканов советских вождей немо прислушивавшимся к диковинным именам. Сюрреализм!
Петр Беленок хотел общения, зрителя, собеседника, выставок. К сожалению, он не дожил до свободы».
Петр Беленок
Специальные события в рамках выставочного проекта «Предвидение»
29 июня, 16.00 Фильм «Сталкер», 1979, реж. А. Тарковский, 163 мин.
Специальная премия экуменического жюри на МКФ в Каннах, 1980.
Фильм представят участники творческой группы: Нэлли Фомина, художник по костюмам; Евгений Цымбал и Марианна Чугунова, ассистенты Андрея Тарковского; Татьяна Александровская, заместитель директора фильма и вдова оператора Александра Княжинского.
30 июня, 18.00 Фильм «Рерберг и Тарковский. Обратная сторона «Сталкера», 2008, реж. И.Майборода, 140 мин.
Премия Киноакадемии «Ника» за лучший неигровой фильм 2008 года; премия «Золотой орел» за лучший неигровой фильм 2009 года и др. Представляет режиссер Игорь Майборода.
Непростая правда об истории взаимоотношений двух великих художников - режиссера и оператора, завершившаяся крахом первого варианта фильма «Сталкер». Среди авторов фильма - художник Шавкат Абдусаламов, музыканты Мстислав Ростропович, Наталья Гутман, операторы Свен Нюквист, Вадим Юсов, режиссер Андрей Кончаловский.
2 июля, 18:00 Показ фильмов: «Страсти по Солоницыну», 2006, реж. Н. Гугуева, 44 мин.
«Сны Сталкера», 1998, реж. Е. Цымбал, 52 мин.
О творческой и человеческой судьбе актеров Анатолия Солоницына и Александра Кайдановского – исполнителей основных ролей в фильме «Сталкер».
Встреча с авторами фильмов – режиссерами Наталией Гугуевой и Евгением Цымбалом.
3 июля, 13:00 Экскурсия с Сергеем Соловьевым, редактором издательского проекта Музея АЗ,
4 июля, 16:00 – Круглый стол «ПРЕДВИДЕНИЕ сегодня». В дискуссии о феномене предвидения примут участие известные кинорежиссеры, кинокритики, писатели.
20:00 – Показ фильма «Эдуард Артемьев. В своем фантастическом мире», 2012, реж. О. Фокина, 52 минуты. О Композиторе Эдуарде Артемьеве, написавшем музыку к фильмам Тарковского «Солярис», «Зеркало», «Сталкер».
Встреча с режиссером Олесей Фокиной.
5 июля, 13:00 - Экскурсия по выставке «ПРЕДВИДЕНИЕ» с Сергеем Соловьевым, редактором издательского проекта Музея АЗ.
6 июля, 14:30 – показ фильма «Московская элегия», 1987, реж. А. Сокуров, 86 мин.
16:00 – «Будет ли в Москве музей Тарковского?» беседа с инициаторами проекта Вячеславом Шмыровым, Татьяной Иенсен и Зоей Кошелевой.
Точное расписание событий на сайте Музея АЗ: www.museum-az.com
Кинофильм "Сталкер", фотография Сергея Бессмертного, 1978 год
Чернобыль-1990, репортаж Виктории Ивлевой
Анонсы глянцевых журналов
-
25 августа 2021 Tatler, сентябрь 2021. Номер с двумя обложками: Настя ИВЛЕЕВА \ ЭЛДЖЕЙ
-
25 августа 2021 GQ, сентябрь 2021
-
25 августа 2021 Glamour, сентябрь 2021. Обложка: Ляйсан УТЯШЕВА
-
25 августа 2021 AD, сентябрь 2021
-
22 декабря 2020 Vogue, январь 2021
Обзоры глянцевых журналов
-
18 марта 2013 Vogue Украина – обзор первого номера
-
18 октября 2012 «Мне нравится» SNC
-
04 мая 2012 Tatler в мае
-
08 февраля 2012 Дорогой Jamie Oliver
-
05 марта 2011 Наконец-то Max