Выставка «Элегантность и роскошь ар деко. Институт костюма Киото, ювелирные дома Cartier и Van Cleef & Arpels» в Музеях Московского Кремля


28 июня 2016   //   Культура

30 сентября 2016 года в Музеях Московского Кремля откроется выставка «Элегантность и роскошь ар деко. Институт костюма Киото, ювелирные дома Cartier и Van Cleef & Arpels». Впервые в России будет показана коллекция женской одежды европейских домов высокой моды эпохи ар деко из собрания Института костюма города Киото (Япония). Кроме того, посетители увидят украшения 10х-30х гг. ХХ века выдающихся ювелирных домов вместе с оригинальными эскизами и фотографиями из архивов.

Музеи Московского Кремля обращаются к теме ар деко как удивительному художественному и социокультурному явлению XX столетия: этот стиль яркой творческой фантазии, вдохновленный европейской классикой и модернизмом, культурой древних цивилизаций, народными традициями и бурным развитием технологического прогресса, отразился на всех видах искусства в 1920–1930-е гг. и не утратил своей актуальности до сих пор.

Социокультурная роль женщины в эпоху ар деко становилась все более значимой, яркой и динамичной. Силуэты женских туалетов менялись, стремясь к свободным формам, дамы коротко стригли волосы, пользовались косметикой, курили, что неминуемо отразилось на эстетике ювелирных украшений и появлении новых типов драгоценных аксессуаров.

В Одностолпной палате Патриаршего дворца и выставочном зале Успенской звонницы развернется масштабная экспозиция, ярко отражающая идеалы красоты того времени. Здесь будут представлены образцы женской одежды из Института костюма Киото, значительная часть которых была специально отреставрирована для проекта и впервые покинет Японию и пределы Института. Среди экспонатов – вечерние платья и манто, танцевальные и коктейльные ансамбли, а также особая разновидность нарядных платьев, которые появляются в женском гардеробе в эпоху ар деко под названием «роб де стиль» (robe de style).

Институт костюма Киото входит в четверку лучших музеев моды в мире и владеет редчайшей коллекцией женского платья и аксессуаров выдающихся европейских фирм и модельеров первой трети XX века, таких как Шанель, Ворт, Пуаре, Люсиль, Пакен, Сестры Калло, Ланвeн, Сестры Буе, Фортуни, и др. Именно эти модные дома, избрав в начале XX века новое современное направление в искусстве создания костюма, определили перспективы его развития вплоть до настоящего времени.

На выставке «Элегантность и роскошь ар деко. Институт костюма Киото, ювелирные дома Cartier и Van Cleef & Arpels» посетители увидят, как эпоха объединяет разные виды декоративных искусств. Впервые одежда и украшения как единый ансамбль были представлены по инициативе Луи Картье и Жанны Ланвен в павильоне «Элегантность» на выставке 1925 г. в Париже – Exposition internationale des arts décoratifs et industriels modernes, которая впоследствии дала название стилю ар деко. Этот же способ демонстрации избран Музеями Московского Кремля: элегантные костюмы на выставке будут дополнены изысканными и роскошными украшениями ювелирных домов Cartier и Van Cleef & Arpels.

В Одностолпной палате Патриаршего дворца и в выставочном зале Успенской звонницы будет представлено 119 экспонатов из Института костюма Киото и ювелирные произведения Cartier и Van Cleef & Arpels, а также оригинальные эскизы и фотографии из архива компании Cartier. Все драгоценности, которые увидят посетители, были созданы в 1910–1930-х гг. и представляют собой как первые и очень редкие произведения, выполненные в ранней стилистике ар деко, так и уникальные экстравагантные украшения более позднего периода.

Период работы выставки: 30 сентября 2016 - 11 января 2017 гг.

Автохромная фотография, Cartier. Париж, 1923, Факсимиле автохрома (серебряно-желатиновая печать на стекле), 30 x 18 х 5,      Cartier. Париж. Отдел архивов

Этот редкий экспонат демонстрирует и технологические достижения времени, и образец искусства создания манекенов, и великолепное украшение – диадему-бандо, созданную Cartier из платины, изумрудов, жемчуга и бриллиантов.

Парадное придворное платье со шлейфом, Франция, 1914 г., Модный дом "Ворт"

     Парадное придворное платье дебютантки принадлежало супруге американского посла в Британии Уолтера Пейджа. В этом платье 14 февраля 1914 г. Уиллия Пейдж была представлена в Сент-Джеймсском дворце королю Георгу V и королеве Марии.

Пальто, Франция (?), около 1925 г., Модельер - Поль Пуаре

Цельнокроеное вечернее пальто с глубоким запахом, с великолепной орнаментальной вышивкой золотной нитью и бисером, сверкающими на ярко-синем шелковом бархате - следовало носить поверх платья, слегка спуская назад с плеч, подобно японскому кимоно.

Платье, Франция, зима 1922 г., Модный дом "Сестры Калло"

     Простой силуэт платья контрастирует с роскошным декоративным оформлением, характерным для «Золотых Двадцатых».  Включенный в композицию ткани мотив напоминающий цветы сакуры, свидетельствует о влиянии японского искусства.

Платье вечернее, Франция, около 1925 г., Модный дом "Ланвэн"

     Вечернее платье с ретро-силуэтом - с пышной, расширенной в боках юбкой, напоминающий о придворных нарядах XVIII столетия, а также роскошные отделки  с использованием большого количества кружева и вышивки - типичный образец так называемого "роб де стайл" эпохи ар деко.   

Платье домашнее, Япония, 1900-е гг.

В начале XX в. после серии всемирных выставок увлечение японизмом распространилось на все западные страны. Особенно привлекательными для дам оказались японские кимоно, которые часто переделывали на модные платья. Крупные торговцы кимоно в Японии создавали для западного рынка домашние платья в стиле кимоно, и в начале XX в. их продукция стала популярна на Западе.

Несессер "Китайская ваза", Cartier. Париж, 1927, Золото, платина, оникс (корпус), изумруды, сапфиры, коралл, бриллианты, алмазы огранки  «роза», бежевая, красная, белая, зеленая, желтая и черная эмаль, 9 x 5,9 x 2,5, Коллекция Cartier

     Этот несессер для косметики – один из неотъемлемых атрибутов современной женщины эпохи ар деко – представляет собой выдающийся образец произведений Cartier, выполненных в китайском стиле. Внутри несессера находятся зеркало, держатель губной помады и два отделения с крышками.